Сервисы защитят тендерные презентации
В 2021 году доля «неэтичных и недобросовестных тендеров» на отечественном рекламном рынке достигла примерно 29%. Об этом свидетельствует анализ тендеров, проведенный Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР).
В ходе исследования были опрошены 76 участников рынка (48 агентств и 28 рекламодателей), которые назвали «неэтичными и недобросовестными» тендеры, имитирующие выбор заранее известного подрядчика. Их целями также могут быть сбор важных данных о планах закупок и кража креативных идей и концепций.
Согласно проведенному анализу, с подобными бесчестными действиями регулярно сталкиваются 57% опрошенных участников рынка. Большинство таких тендеров проводится в сферах медиа, маркетинговых услуг и креатива. При этом 59% респондентов АКАР оценили полученный ущерб на уровне до 5 млн рублей, 30% – в диапазоне от 5 до 20 млн рублей, у 4% финансовые потери составили 20–30 млн рублей, у 7% – 30–50 млн рублей.
Рассматриваемая ситуация осложняется тем, что только 5% «проигравших» участников тендеров подавали в суд на недобросовестных заказчиков. Это связано в первую очередь с тем, что практика по взысканию убытков через суд еще не сформировалась окончательно, а на публичный разбор подобных случаев готовы далеко не все агентства. В то же время на российском рынке уже есть сервисы, которые помогут оперативно и успешно защитить креативные концепции в рамках тендерных презентаций. Об этом рассказал руководитель проекта n’RIS Николай Турубар:
– Почему только 5% подают в суд на недобросовестных заказчиков? Все в курсе, что в России идеи не охраняются авторским правом, но почему-то дальше этого мысль не идет: никто не понимает, что при появлении идеи создаются черновики и наброски – идея может иметь объективную форму. На тендер же выходят не с идеями, а представляют конкретные документы, созданные сотрудниками компании, и все это считается охраняемыми объектами.
По сути, отмечает эксперт, большинство тендерных презентаций – это составные объекты: изображения, слоганы, элементы дизайна, структура, методология – они все охраняются авторским правом по умолчанию с момента создания:
– Странно, что агентства не защищают свой труд. При том что презентацию можно задепонировать за пять минут и за 990 рублей. Это легко сделать просто в машине по дороге на защиту проекта. Когда вы участвуете в тендере с миллионными бюджетами, такая простая и недорогая процедура, как депонирование, то есть перенос файла в защищенную ячейку, должна подразумеваться по умолчанию, ведь это ваш хот-кей Ctr + S, кнопка «Сохранить»!
По словам Николая Турубара, понятно, что в идеальном мире, во всех ситуациях, когда идеи предлагаются публично, все участники должны находиться в равных условиях, каждая презентация должна иметь маркировку «защищено» с указанием создателя:
– Но пока такой процедуры нет, приходится защищать себя самим. Иначе есть шанс увидеть, как ваш проект реализуется другим агентством без возможности что-то изменить. Надеюсь, в будущем мы придем к тому, что защита своих продуктов станет нормой.