РСПП инициирует новые законопроекты
Большую часть вопросов управления интеллектуальной собственностью рынок может регулировать самостоятельно, но именно проблема защиты прав в значительной степени связана с функциями органов власти: судебной системы, Роспатента, Роскомнадзора, ФТС России и других.
Этим тезисом начал заседание Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям его председатель Андрей Кричевский.
К обсуждению были предложены три документа в формате законопроектов:
- о подсудности споров об интеллектуальных правах и обеспечительных мерах в интернете;
- о судебном разбирательстве как альтернативе существующей административной процедуре в Палате по патентным спорам (ППС);
- об изменении подходов к признанию общеизвестности товарного знака.
– Чтобы сделать обсуждение более конкретным, мы подготовили подходы к решению задач в виде проектов законов. Это – не данность, а повод для обсуждения. Мы обобщим предложения, представим их профильным комитетам Госдумы нового созыва и, конечно, обсудим с федеральными органами власти, – подчеркнул Андрей Кричевский.
Первая инициатива предполагает уточнение подсудности споров об интеллектуальных правах и расширение возможностей применения обеспечительных мер. Сегодня обеспечительные меры по спорам, связанным с авторским и смежными правами, принимает Мосгорсуд. Чаще всего речь идет о блокировке нелегального контента в сети. По мнению заместителя председателя Комитета Анатолия Семенова, эта практика требует развития.
Члены Комитета РСПП выступили за ограничение подсудности споров об интеллектуальной собственности рамками арбитражной системы: полномочиями накладывать обеспечительные меры по таким делам предполагается наделить Суд по интеллектуальным правам (СИП). Это позволит работать не только с музыкой и кино, но и со всем спектром охраняемых объектов, а также повысит качество решений, ведь суды общей юрисдикции зачастую попросту не располагают должной экспертизой в нюансах и экономике интеллектуального права.
СИП, в свою очередь, мог бы стать точкой входа, где принимается решение об обеспечительных мерах относительно любых охраняемых объектов в интернет-среде, а дальше разбирательство можно продолжить в арбитражном суде.
Вторая инициатива-законопроект касается расширения возможностей судебной защиты при оспаривании интеллектуальных прав. Сегодня по патентным спорам, прежде всего при оспаривании действий патентного ведомства, участники рынка обязаны следовать административной процедуре – обращаться в Палату по патентным спорам в структуре Роспатента.
Хотя, как показывает судебная практика, лишь в некоторых из этих споров участие палаты имеет содержательный смысл. В частности, только тогда, когда ведомство может дать оценку новым обстоятельствам с помощью серии экспертиз или патентного поиска, речь идет о нормальной дискуссии. В тех же случаях, когда все обстоятельства известны и оценки даны, но согласие все равно не достигнуто, участие ППС представляется излишним.
Поэтому члены комитета предлагают предоставить участникам рынка возможность не ходить по бесконечному кругу административных процедур, а сразу обратиться в СИП.
– Обратиться в Палату по патентным спорам можно и нужно, когда речь идет о сути технического решения, когда Роспатенту нужно провести работу над ошибками, – отметил заместитель председателя комитета Сергей Матвеев.
Третья инициатива профильного Комитета РСПП касается совершенствования института общеизвестного товарного знака. Если обозначение признано таковым, то исключительное право на него становится бессрочным, а охрана распространяется в том числе на неоднородные товары. Чтобы получить эту привилегию, нужно обратиться в Роспатент с документами, подтверждающими, что товарный знак в самом деле популярен.
По словам Анатолия Семенова, многие из общеизвестных товарных знаков, содержащихся в реестре Роспатента, зачастую никому не известны:
– Я выкладываю наиболее комичные случаи признания общеизвестности товарных знаков в фейсбуке и все смеются. Этих знаков люди попросту не знают: никто их не видел и не слышал о них, тем более в связи с какими-то физическим лицом или компанией. Это происходит из-за того, что процедура признания товарного знака общеизвестным, мягко говоря, не прозрачна.
Анатолий Семенов также напомнил, что известность, как правило, связана с определенным периодом, страной или регионом. Кроме того, различительная способность товарного знака может как появляться, так и исчезать.
Такая инициатива комитета предусматривает, что полномочия по признанию товарного знака общеизвестным перейдут от Роспатента в систему арбитражных судов. Важно, что признание станет возможным в ходе конкретного судебного разбирательства. Например, в споре об использовании обозначения для индивидуализации неоднородных товаров. Так понятие общеизвестности будет встроено в определенный контекст и приобретет реальный смысл.
По итогам заседания Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям будут собраны формализованные предложения с учетом всех высказанных мнений участников дискуссии и заключений широкого круга представителей профессионального сообщества. Затем в предложенном законопроектном формате материалы будут переданы для экспертизы и дальнейшего обсуждения в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти.