Первая «Российская креативная неделя»
В России впервые прошел международный фестиваль «Российская креативная неделя-2020» (Russian Creativity Week), ставший крупнейшим и ярким событием для профессионального сообщества 14 отраслей отечественной экономики, которые по определению ООН относятся к креативным индустриям.
Организаторами форума выступили ФГБУ «Роскультцентр», социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум и Российский книжный союз. Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов.
По словам директора Российской креативной недели и ФГБУ «Роскультцентр» Марины Абрамовой, «Российская креативная неделя» стала событием по-настоящему федерального масштаба, в которое были вовлечены сотни городов по всей России, участие в мероприятиях приняли более 700 спикеров:
– Мы очень рады, что нам удалось объединить все креативные индустрии, обсудить новые форматы сотрудничества, инициировать диалоги между представителями творческих сообществ, власти и бизнеса.
Уверенность в том, что Российская креативная неделя станет традиционным событием, выразил первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко:
– По каждой из 14 индустрий, которые принято относить к креативным, России уже есть что сказать и показать. Россия – страна, чьи люди и события давно формируют культурную карту мира, будь то классическое искусство или самые современные и экспериментальные направления в кино, музыке, архитектуре. Весь мир увлечен компьютерными играми, созданными в России, наши представители IT-индустрии успешно конкурируют с глобальными компаниями, а зачастую опережают их в разработках. Традиционные СМИ и новые медиа не уступают своим зарубежным коллегам ни в охвате аудитории, ни в технологиях.
По этой причине он предположил, что уже в 2021 году количество индустрий, отнесенных к креативным и представленных на событии, увеличится:
– Это – большой бизнес. За этим огромные инвестиции, значимая доля валового национального продукта.
Сергей Кириенко также отметил, что эта сфера вносит весомый вклад в развитие конкурентоспособности страны, это не только «экономика настоящего», но и сфера, не имеющая границ:
– Это становится пространством конкурирования стран между собой, городов между собой, территорий между собой, компаний между собой.
С 7 по 10 сентября фестивальные мероприятия проходили в регионах. Ключевой же площадкой Russian Creativity Week стал столичный Парк Горького, где с 11 по 13 сентября прошли концерты, выставки, лекции, мастер-классы, паблик-токи и многое другое. В целом за семь дней по всей стране состоялось более тысячи мероприятий и свыше 20 тысяч онлайн-трансляций.
Особое место в московском сегменте деловой программы недели было отведено мероприятиям Форума креативного бизнеса. На них в ходе острых дебатов независимые эксперты, частные предприниматели, менеджеры ведущих отечественных и зарубежных компаний вместе с представителями органов власти всех уровней обсуждали наиболее актуальные вопросы по формированию дорожной карты, плана скоординированных действий бизнеса, государства и создателей творческой продукции в интересах реализации интеллектуального потенциала, накопленного страной, в музыкальной и кино индустриях, на телевидении, в дизайне, компьютерной графике и других творческих сферах.
В частности, в рамках форума на площадке IPQuorum.Creative состоялась деловая сессия Forbes «Интеллект – ликвидный актив или вечный венчур?». Ее организатором стала Ассоциация IPChain. В ходе дискуссии эксперты обсудили вопросы формирования спроса на творческие продукты, привлечения инвесторов. В этой связи, по мнению члена правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, для создания комфортной среды креативному бизнесу необходима консолидация. И здесь наиболее эффективной формой объединения Кричевский считает Совет креативных индустрий.
– Креативные индустрии тесно взаимосвязаны, дизайн не может жить отдельно от музыки, кино, рекламы и так далее. Мы должны смотреть на весь творческий сегмент экономики в совокупности, но при этом понимать, сколь различны его составляющие, – рассказал Андрей Кричевский.
На площадке IPQuorum.Creative также под эгидой Ассоциации IPChain прошел и круглый стол «Запустить Ренессанс 2.0 – что должны знать новые Леонардо», в рамках которого эксперты выясняли, как в современных условиях придать системе образования необходимую гибкость для развития творческого потенциала страны. В диалоге приняли участие заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, директор НОЦ интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская, исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов, президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий и другие.
В целом проведение первой Российской креативной недели ее участники признали успешным. В кулуарах форума не раз отмечалось, что в стране отношение к креативным индустриям меняется: если раньше творческие профессии воспринимались как хобби и способ личного заработка, то теперь они трансформировались в инструмент повышения экономического потенциала государства.