Пандемия рушит креативный рынок
На круглом столе «Культура и культурные индустрии в РФ 2020» руководители российского информационного агентства InterMedia, работающего в сфере культуры и развлечений, представили исследование, которое посвящено влиянию COVID-19 на креативную экономику.
В 2018 году доходы от коммерческой деятельности в офлайне почти вдвое превысили доход в виртуальном сегменте и составили 1 691 885 млн рублей (онлайн принес 769 537 млн). 2019 год стал точкой бифуркации. Творческая деятельность в интернете стала приносить больше денег, чем работа в офлайн-режиме: 1 507 820 и 1 290 583 млн рублей соответственно. В 2020 году эта тенденция продолжилась, но пандемия придала ей драматический акцент. По прогнозам InterMedia, к концу текущего года, скорее всего, доход от онлайн-сферы составит 1 617 560 млн рублей, а от офлайна – всего 782 904 млн.
Главный редактор InterMedia Евгений Сафронов отметил, что доходы от зрелищной деятельности могут упасть к концу года на 70%. Его заместитель Наталия Галиулова обратила внимание на коллапс предпринимательских сегментов в концертной деятельности, кинопрокате, туризме и печатных медиа.
Создатели компании «Event-юристы» Татьяна и Андрей Петровские полагают, что в тяжелых условиях пандемии как никогда актуальным становится приведение в порядок законодательства, регулирующего сферу культуры. По их словам, в России действует противоречивое и устаревшее законодательство. Например, до сих пор применяются акты Совнаркома 1927 года.
Как отметили участники круглого стола, совершенствование законов – абсолютная необходимость для культурных индустрий, без этого выровнять ситуацию практически невозможно. Российское законодательство надо привести в соответствие с международным, пересмотреть морально устаревшие нормы, ввести новые понятия и правоотношения, появившиеся в современном мире.