Мораторий на ложные товарные знаки
В Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) зарегистрирован проект поправок в Гражданский кодекс, запрещающий регистрацию товарных знаков, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара.
Такие предложения внесены главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Комитета по науке, образованию и культуре верхней палаты российского парламента Лилией Гумеровой.
Документ уточняет основания для отказа в государственной регистрации товарного знака и дополняет их нормой невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара.
Так, согласно инициативе, отказывать в регистрации будут обозначениям, включающим, воспроизводящим или имитирующим географические указания или наименования мест происхождения товаров, если использование этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, а также может ущемить законные интересы правообладателя. Кроме того, инициатива направлена на гармонизацию норм российского и международного законодательств в части наименований мест происхождения и географических указаниях.
Напомним, проблема защиты добросовестных производителей от фейковых лейблов обсуждалась на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности (ИС) при Совфеде в конце сентября 2021 года. Валентина Матвиенко привела тогда пример, наглядно иллюстрирующий проблему. Скажем, есть производитель, зарегистрировавший когда-то товарный знак. Допустим, «Алтайский мед». Но при этом сам продукт никакого отношения к Алтаю не имеет, а производится в Подмосковье. В данном случае привязка к одной из самых экологически чистых местностей нашей страны – всего лишь маркетинговый трюк.
– Так вот, сейчас у фейкового «Алтайского меда» есть возможность подать в суд на добросовестных производителей из региона, так как они используют уже закрепленный за ним лейбл, – пояснила Матвиенко, указав, что к сенаторам поступают обращения о подобных ситуациях.
Спикер Совфеда выразила надежду, что в контакте с кабмином удастся найти компромиссное решение. Например, ввести мораторий на регистрацию вводящих в заблуждение «географических» товарных знаков, пояснила она.
Ссылка на полный текст поправок: sozd.duma.gov.ru