Креативные индустрии объединились в федерацию
24 февраля состоялось первое заседание учредителей Федерации креативных индустрий (ФКИ), которая объединила более 20 ведущих профессиональных организаций, творческих союзов и успешных компаний креативного бизнеса.
В их числе – Роскультцентр, МХАТ имени М. Горького, Институт национальных проектов, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация анимационного кино России, Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности, Российская ассоциация электронных коммуникаций, Российский музыкальный союз, Союз креативных кластеров, Институт развития индустрии моды Beinopen и многие другие.
По факту это самая крупная консолидация творческого бизнеса в новейшей истории России.
Генеральным директором ФКИ избрали исполнительного директора Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игоря Намаконова.
По его словам, на сегодняшний день федерация – самое крупное в стране и беспрецедентное по своему масштабу объединение творческого бизнеса. На одной площадке удалось не только собрать представителей столь не похожих друг на друга отраслей, но и определить с ними общие точки развития. Основой для разработки программы и устава ФКИ послужили результаты более чем 50 переговоров с ведущими игроками различных креативных сфер, что позволило консолидировать интересы, собрать беспримерно широкий и авторитетный состав учредителей федерации.
– Общими усилиями в ближайшие три года мы сможем повлиять на формирование благоприятной среды для роста креативного предпринимательства в масштабах страны, – заявил Игорь Намаконов.
В качестве главных задач федерации обозначены:
• трансформация креативных индустрий в устойчивый сегмент национальной экономики;
• обеспечение диалога с государством;
• оказание системной поддержки всем субъектам рынка, которые определяют развитие креативных индустрий на федеральном и региональном уровнях.
Членами правления ФКИ стали лидеры креативного сектора: декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, учредитель Института национальных проектов Александр Аузан, член правления Ассоциации галерей и Союза креативных кластеров Софья Троценко, директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, председатель правления Российского музыкального союза Андрей Кричевский, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Сергей Шаргунов, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, вице-президент по GR АКАР Алёна Кремер, вице-президент УПРАВИС Вероника Пономарёва и исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова.
Член правления ФКИ Александр Аузан напомнил, что сегодня в среднем в мире креативные индустрии создают 6,6% ВВП. В развитых странах – от 10 до 12%, а в России этот показатель едва превышает 2% ВВП.
– Творческий сектор не может похвастаться ни объемом занятых, ни объемом активов. Поэтому разговор с властью нужно выстраивать не на основе давления, а на основе большой идеи, которая весьма выгодна власти и стране, – стимулирование развития качественного человеческого капитала и создание интеллектуальной собственности с последующей ее капитализацией. Важно донести, что креативные индустрии нужно рассматривать как выгодную для инвестиций сферу, а не благотворительность. Всю сферу надо превращать в инвестиционную, – подчеркнул он.
В ФКИ выделяют четыре основные проблемы (барьера), которые сдерживают развитие креативных индустрий:
● налоговые режимы сейчас ориентированы на интересы материального производства и не учитывают потребности наращивания «нематериальных ресурсов» при реализации творческого потенциала. Росту креативного сегмента экономики явно не способствуют ни НДС на лицензионные договоры, ни сбор страховых отчислений с авторских вознаграждений, ни налог на нематериальные активы, выявленные в ходе инвентаризации;
● существующая ведомственная поддержка носит ярко выраженный несистемный характер, что демотивирует создателей кросс-индустриальных проектов, присущих творческому бизнесу. Авторы рассчитывают на льготы и преференции по линии конкретного министерства и отказываются от более продуктивного принципа формирования коллабораций;
● креативный капитал распределяется по стране стихийно, неравномерно. Крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, аккумулируют большие финансовые и интеллектуальные человеческие ресурсы, в то время как города поменьше могут рассчитывать только на поддержку отдельных культурных инициатив;
● креативные индустрии остаются непривлекательными для инвесторов в силу несовершенства ряда регламентирующих документов регуляторов рынка.
По словам главы Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрея Кричевского, только в открытом диалоге с государством российские креативные индустрии смогут преодолеть барьеры, создать понятную инфраструктуру несырьевого сегмента экономики и выработать общие принципы взаимодействия между отраслями.
– Для снятия барьеров с перспективных креативных рынков требуются реальные действия. Прежде всего нам предстоит самостоятельно разработать единые ключевые показатели эффективности для оценки креативной продукции, поскольку принципы других стран нам не подходят. Определив их, мы сможем предложить государству надежное партнерство и результативно представлять интересы креативных предпринимателей отечественных отраслей на глобальном рынке, – отметил Кричевский.
Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, которая объединяет производителей 60% визуального контента в стране, Сергей Сельянов, в свою очередь, поддержал тезис о важности роли ФКИ в разработке и определении объективных показателей креативных индустрий для профессионального сообщества, включая «количество занятых, экспортный потенциал, объем господдержки. Этот набор цифр необходим не только для продуктивного диалога с властью, но и для нас самих».
Директор ФГБУ «Роскультцентр», директор фестиваля «Российская креативная неделя» Марина Абрамова отметила, что «федерация будет работать с основными профессиональными союзами и заниматься объединением разных игроков рынка, это многообещающе. Также сможет быть проводником в профессиональную аудиторию и популяризатором наработанных подходов и проектов федерального уровня, в том числе проектов Роскультцентра. Важно выработать общие правила игры на благо развития креативной экономики».
В ближайших планах ФКИ:
▪ проведение углубленного исследования рынка креативных индустрий с объединением всех существующих источников и методов научного анализа данных;
▪ организация колл-центра для оказания оперативной помощи и консультационных услуг творческим предпринимателям;
▪ расширение масштабов национального рейтинга по выявлению лидеров в сфере креативных индустрий – 100 Most Creative Russians – на новые регионы России;
▪ участие в программе российского павильона Expo-2021 в Дубае;
▪ запуск единого информационного онлайн-портала для представителей креативных индустрий России и зарубежных коллег.
Добавим, что в состав учредителей ФКИ также вошли деловое объединение «Ассоциация менеджеров», Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), консалтинговая компания Squire Patton Boggs, Ассоциация союзов писателей и издателей России, Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики», Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства «УПРАВИС», Ассоциация галерей.
* Фото Павла Волкова, Фонд Росконгресс.