Как сбалансировать интересы игроков рынка аудиовизуальной индустрии?
Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям разрабатывает комплекс мер по стимулированию рынка творческой продукции с учетом баланса интересов всех участников цепочки создания и распространения аудиовизуальной продукции.
В последние годы к традиционным участникам аудиовизуальной индустрии – продюсерам, кинопрокатчикам, кинотеатральным сетям – присоединился новый игрок – компании онлайн-видеосервиса. Фактически сложилась новая система дистрибуции контента, связанная с поисковыми системами, агрегаторами и платформами. За рубежом по итогам 2020 года в среднем доходы онлайн-площадок взлетели на 30%, а сборы кинотеатров сократились в 3 раза по сравнению с 2019 годом. В России за тот же период выручка легальных сервисов выросла на 50%, а кинотеатры собрали на 60% меньше, чем годом ранее.
Современная индустрия аудиовизуального контента в России по своей структуре и трендам не особенно отличается от зарубежных аналогов. Тем не менее на отечественном рынке складывается очевидная диспропорция между доходами распространителей цифрового контента и, собственно, создателей продукции, причем явно не в пользу последних. Это активно мешает и бизнесу, и созданию творческих продуктов. В структуре выплат цифровой дистрибуции вознаграждение авторам составляет 0,2% суммы всех отчислений участникам процесса. Авторы, в частности, не получают за музыкальные композиции, звучащие в фильмах, роялти, которое платят кинотеатры или телеканалы. В свою очередь, платформы, как и творцы, страдают от неблагоприятного налогового режима.
Как сбалансировать интересы игроков рынка и снять накопившуюся конфликтность, чтобы ускорить развитие столь востребованной обществом отрасли, – в своих ответах на этот вопрос участники обсуждения чаще всего проявляли единодушие. В качестве основных проблемных областей они признали налогообложение, источники дополнительного финансирования, стандартизацию отчетности цифровых сервисов и борьбу с онлайн-пиратством. Были также найдены алгоритмы решений, в целом устраивающие профессиональное сообщество: продюсеров, авторов и дистрибьюторов.
Фискальная система, ориентированная на традиционную экономику, не подходит творческому бизнесу, отметил председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский:
– Успешное развитие отрасли невозможно без решения вопросов налогообложения на всех стадиях создания и распространения творческого продукта. Существующая система налогов и сборов, созданная для материального производства, в частности НДС, противоречит сути творческого процесса.
Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям последовательно выступает за особый налоговый режим для творческого бизнеса. При этом подчеркивается, что никакими дополнительными обязательствами с точки зрения поддержки отечественной киноиндустрии платформы не должны облагаться. С позиции комитета льготы, которыми пользуются ИТ-компании, должны быть распространены на все креативные индустрии. Например, предложение об отмене НДС на лицензионные договоры уже подано в администрацию президента и обсуждается в Министерстве экономического развития.
Прозрачность рынка – это выигрышная для всех ситуация, которая позволила бы онлайн-платформам пользоваться налоговыми послаблениями наравне с обычными кинотеатрами, уверен председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Сергей Сельянов:
– От оценки аудитории зависит поддержка и конкретных проектов, и отрасли в целом. Особенно когда речь пойдет о целиком и полностью поддерживаемых нами льготах, которые хотелось бы предоставить нашим «цифровым» коллегам. Это касается и НДС, и налога на прибыль, и страховых взносов. Открытость статистики помимо всего прочего – стимул к рыночной и творческой конкуренции, бояться которой нельзя как естественного пути развития.
Не менее важно для аудиовизуальной индустрии продолжать борьбу с пиратством. В 2019 году объемы этого интернет-лиха сократились с 87 до 63,5 млн долларов, но в пандемийный год количество пиратских сайтов вновь выросло. Таким образом, несмотря на миллионы ссылок, которые, например, «Яндекс» блокирует по Антипиратскому меморандуму, проблема остается.
Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев, в свою очередь, отметил, что правообладателю, решившему заявить о нарушении, зачастую трудно разобраться в процедуре жалобы и стандартах доказательств. Свои правила существуют у Мосгорсуда, а также у Суда по интеллектуальным правам, который, собственно говоря, мог бы пресечь распространение контрафактного товара через интернет-магазин. В рамках Антипиратского меморандума, однако, по своим определенным правилам работает внутренний «антипиратский» инструментарий «Яндекса». При таком многообразии унификация стандартов блокировки нелегального контента могла бы стать предметом очередной секторальной сделки, уверен Сергей Матвеев.
Другое предложение Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям касалось использования механизма «белых списков». Сегодня правообладатель вынужден тратить массу усилий, собирая пиратские ссылки в таблицу, доказывая, что они действительно нелегальные. Между тем список лицензиатов и платформ, получивших разрешение демонстрировать фильмы, позволил бы судам оперативно и без лишних затрат блокировать недобросовестные ресурсы.
– Есть несколько путей решения проблемы, в том числе и поправками процессуального кодекса, предусмотрев упрощение процедуры защиты прав. В мировой практике это носит название «поощрение добросовестного поведения правообладателей», а вот в российском законодательстве никакого стимула для такого поведения нет, – отметил Сергей Матвеев.
По словам президента ФИС, обе инициативы РСПП – об унификации процедур и «белых списках» – будут рассмотрены с участием Министерства культуры РФ и Министерства юстиции РФ.
Подробнее с инициативой можно ознакомиться, перейдя по ссылке