Эффекты коронакризиса для креативной экономики
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал влияние коронакризиса на предпринимательскую активность и занятость в креативных индустриях России.
Работа базируется на данных «СПАРК-Интерфакс» за 2015–2021 годы и выборочных обследований рабочей силы за 2017–2020 годы, проведенных Росстатом. Под креативными индустриями понимается совокупность организаций, осуществляющих деятельность в следующих 15 областях: ИТ и видеоигры; реклама и пиар; архитектура; исполнительское искусство; издательская деятельность; музеи, библиотеки, архивы; телерадиовещание; кино и анимация; фотография; промыслы и ремесла; дизайн; ювелирное дело; художественное творчество; образование в креативных индустриях; музыкальная индустрия.
Согласно исследованию, по состоянию на май 2021 года в России действовало 173 887 организаций креативных индустрий (5,9% общего числа юридических лиц). Значимая их часть пришлась на ИТ и видеоигры (59,6 тыс. организаций), рекламу и пиар (35,6 тыс.) и архитектуру (21,4 тыс.). Совокупно эти три отрасли составляют 67% всего национального креативного сектора.
В целом предпринимательская активность в креативном секторе соответствует общероссийским трендам, которые характеризуются сокращением числа новых организаций. Такое падение имеет под собой ряд фундаментальных причин, в их числе: отсутствие роста благосостояния населения, слабая доступность финансов, недостаточный инновационный потенциал, дефицит реальных примеров бизнес-успеха. Однако креативный сектор переживает пандемию хуже, чем российская экономика в целом, для которой рекорд по убыли организаций пришелся на 2019 год. За период 2015–2020 годов увеличение числа компаний фиксировалось только в относительно небольших индустриях дизайна (+1669 организаций, рост в 14,2 раза), промыслов и ремесел (+395, рост в 1,3 раза), профильного образования (+177, рост в 1,5 раза). Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (−73,4%), ювелирного дела (−51,1%) и издательской деятельности (−41,6%).
– В креативном секторе сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, мы наблюдаем сокращение количества организаций – тенденция, характерная для всей российской экономики начиная с 2016 года. С другой – творческая занятость растет из года в год. Парадокс объясняется тем, что творческие профессии становятся все более востребованными не только и не столько в креативных индустриях, сколько в традиционных отраслях. Такая интегрированная занятость в 2020 году превысила творческую занятость в креативных индустриях почти в 2 раза! На фоне сокращения предпринимательской активности в креативных индустриях (в том числе на 30% количества созданных новых организаций в 2020 году по сравнению с 2019-м) можно говорить о буме востребованности творческого труда у крупных компаний, которые ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки. Ярким примером является крупнейший госбанк, взявший курс на трансформацию в полноценную ИТ-компанию, – отмечает директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
С полной версией исследования можно ознакомиться на сайте ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: https://issek.hse.ru/news/522653516.html.