IPEX открыла дорогу в цифровой век
Первая в России цифровая сделка по передаче прав на музыкальную композицию прошла в рамках закрытой презентации биржи интеллектуальной собственности IPEX.
Генеральный директор студии «Союз» Александр Бочков заключил лицензионный договор с музыкальным сервисом FONMIX на использование в маркетинговых целях вирусного трека этого лета «По кайфу» Олега Кензова, сразу же получив платеж по договору. Церемония подписания прошла на презентации новой платформы IPEX, которая входит в блокчейн-инфраструктуру IPChain, в присутствии топ-менеджеров ведущих рекорд-компаний и лейблов страны.
Цифровая биржа IPEX открывает новые возможности для оборота любых видов и форм объектов корпоративного и индивидуального творчества. Платформа позволяет создателям, владельцам и пользователям интеллектуальной собственности (IP) взаимодействовать напрямую, без посредников и из любой точки земного шара, благодаря чему они могут эффективно использовать и монетизировать оригинальный контент. Для этого IPEX предоставляет различные инструменты для работы с IP: дает возможность собирать собственные коллекции и портфели, согласовывать условия сделки, управлять своими активами на глобальном рынке с учетом законодательства конкретных стран и многое другое.
По словам президента Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, цифровая платформа IPEX была разработана в сотрудничестве с активными участниками рынка и с учетом их актуальных пожеланий и запросов:
– На сегодняшний день IPChain – это крупнейший корпоративный блокчейн для оборота IP в мире, и то, что мы делаем, не имеет аналогов. Но музыкальная индустрия в этом плане крайне прагматична. Поэтому для нее блокчейн долгое время оставался интересным, но не особо понятным инструментом. Сейчас мы наконец готовы дать конкретный ответ на вопрос наших коллег: «Зачем?». IPEX нацелен на формирование комфортной среды для совместной работы лейблов и артистов и увеличение объема музыкального рынка в целом.
Подробнее функционал платформы был представлен в ходе первой сделки, проведенной во время презентации. Всего за 10 минут сторонам удалось выставить на цифровую витрину предложение, договориться об условиях, подписать и оплатить лицензионный договор – и все это онлайн.
Цифровая платформа IPEX позволяет осуществлять сделки не только с музыкальным контентом, но и с самыми разными видами интеллектуальной собственности – кино, текстами, товарными знаками и любыми другими объектами, которые есть в обороте, рассказала управляющая IT-портфелем Ассоциации IPChain и генеральный директор FONMIX Валерия Брусникина:
– Раньше любая сделка с ними предполагала очень длительные и, как следствие, дорогостоящие процессы. Требовалось согласовать условия, провести переговоры, подготовить лицензионные соглашения, проверить права для подтверждения чистоты сделки, проконтролировать оплату, подготовить закрывающие документы. Теперь обо всем можно забыть, так как этот оборот приобрел цифровые очертания. Музыка для рекламных роликов, кино, телепрограмм, компьютерных игр, мягких игрушек – все эти сделки уже сегодня можно делать на платформе IPEX.
Ее аудиторией неслучайно стали именно представители лейблов и рекорд-студий, ведь музыкальная индустрия – один из активнейших сегментов рынка интеллектуальной собственности. Последние годы стремительно растет уровень потребления музыкального контента. Так, в России объем отечественного музыкального рынка по итогам 2018 года составил 596 млн долларов, что на 4,3% больше показателя предыдущего года, – и, судя по прогнозам, темпы роста не снизятся в ближайшие пять лет. Безусловным драйвером развития индустрии является стриминг.
Именно благодаря появлению стриминговых платформ молодые музыканты стали активнее продвигать свое творчество широким аудиториям. Сейчас Россия – один из мировых лидеров по доле пользователей подобных площадок. В нашей стране 87% потребления музыки приходится на цифровые сервисы – в сравнении с общемировым показателем в 61%. И хотя выручка стриминговых платформ на отечественном рынке стабильно растет (в 2018 году их доход составил 51 млн долларов, на 48% больше, чем в 2017-м, и к 2023 году достигнет 134 млн долларов), это мало отражается на благосостоянии самих исполнителей – остро стоят проблемы пиратства, низких отчислений авторам со стороны сервисов и многие другие. К сожалению, монетизировать творчество онлайн все еще задача трудновыполнимая, в связи с чем начинающим и малоизвестным артистам нередко приходится либо подписывать невыгодные контракты с лейблами, либо пытаться самостоятельно защищать свои права.
Поэтому появление цифровой биржи IPEX – это безусловный плюс для индустрии, считает генеральный директор CD Land Contact Юрий Цейтлин:
– Лейблам приходится держать штат менеджеров для централизации, постоянного общения, переговоров, бумажной работы и так далее. IPEX же значительно облегчит их работу, а также откроет доступ к новым предложениям, сделает более удобной синхронизацию индустрии, правообладателей, телеканалов, рекламы. Это – супертема: все четко и понятно, есть контакты, можно задать условия сделки, проверить бренд или объект перед заключением договора, посмотреть, охраняется ли, кто правообладатель и так далее.
Как отметил председатель правления Российского авторского общества (РАО) Максим Дмитриев, игроки рынка уже давно заинтересованы в появлении цифровой инфраструктуры для прямого диалога с авторами контента и правообладателями:
– К примеру, мы только на днях обсуждали с коллегами из «Европейской медиагруппы» возможности использования музыкальных произведений в подкастах. Биржа IPEX поможет сторонам в таких случаях общаться напрямую, размещать запросы на использование объектов и в целом формировать рынок и ценообразование на нем. IPEX открывает дорогу в цифровой век.
– За такими цифровыми решениями – будущее, и хорошо, что оно уже наступает, – добавил генеральный продюсер Zhara Music Бахтияр Алиев, подчеркнув, что дальнейшее развитие платформы будет зависеть от того, насколько активно сильные участники рынка станут участвовать в его функционировании и наполнении контентом.
IPEX – узел инфраструктуры доверия IPChain, работа которой строится на блокчейн-технологиях. На сегодняшний день среди узлов распределенного реестра находятся такие ключевые участники рынка, как РАО, фонд «Сколково», сервис для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов FONMIX, Роспатент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, международный сервис для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности n’RIS, Ассоциация предметного дизайна, Банк авторских прав, Суд по интеллектуальным правам, РОСНАНО и др.