Художника-постановщика мультфильма приравняют к автору произведения
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о признании художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения.
В настоящее время авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор. Другие лица, которые участвуют в создании мультфильма, в том числе художник-постановщик, обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не наделяются ими в целом на аудиовизуальное произведение.
Законопроект предлагает внести изменения в ст. 1263 Гражданского кодекса (ГК) РФ (часть четвертая), уточнив, что художник-постановщик также является автором аудиовизуального произведения.
Как отмечают авторы инициативы, специфика создания анимационного фильма предполагает, что художник-постановщик вносит не меньший, а в некоторых случаях и больший творческий вклад, чем режиссер-постановщик и автор сценария. По этой причине предлагаемое изменение должно будет повысить статус и существенно улучшить положение художников-аниматоров, а также станет стимулировать их на создание новых произведений.
Предложение включить художника-постановщика анимационного фильма в состав авторов произведения и наделить его личными неимущественными правами – отличная новость для всех, кто служит в мультипликации, считает художественный руководитель Национальной анимационной премии «Икар» Сергей Капков:
– На сегодня законодательно авторство в мультипликации закреплено лишь за режиссером, сценаристом и композитором. Но на деле над персонажем работает намного больше людей. Чтобы герой жил на экране полноценной жизнью, художник должен придать ему внешний вид, аниматор – наградить мимикой и пластикой, а артист – озвучить. При этом в нашем сознании в первую очередь укрепляется образ, придуманный художником. Именно он тиражируется в виде игрушек, появляется на этикетках, обложках и даже на стенах поликлиник, чтобы детям не было страшно сидеть в очереди к врачу. Там нет ни музыки, ни сюжета, а зачастую и названия мультфильма, которое придумал сценарист. Стало быть, деньги государство и бизнес зарабатывают в первую очередь благодаря труду художника-постановщика, при этом сам он ничего не получал.
Художественный руководитель студии «Союзмультфильм» Михаил Алдашин также обратил внимание на целесообразность поправки, предлагаемой в ГК РФ:
– Это очень правильное решение, которое нужно было принять много лет назад. В мировой практике художник-постановщик уже давно признается автором наравне с режиссером и сценаристом. В анимации это три основных человека, которые должны получать вознаграждение как от проката, так и от мерчандайзинга, особенно когда выходят на пенсию. Ведь все мы прекрасно знаем, что за работу над фильмом художник получает не так много денег, хотя и выкладывается по полной. Признание за художником авторства может стать дополнительным стимулом для того, чтобы он делал более художественное кино, хотел, чтобы оно нравилось людям и пользовалось популярностью.