Есть ли будущее у токенизированного искусства?
Тренд на использование технологии невзаимозаменяемых токенов (NFT), рожденный на стыке арта и FinTech, оживил рынок цифрового искусства. В этой позиции сошлись участники дискуссии «АРТ-токены: наследие или хлам».
Владение токенами не связано с правами на объект, в отношении которого они выпущены. Получение прав собственности на какую-либо вещь не влечет получения интеллектуальных прав на объект, выраженный в этой вещи, напомнил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев:
– Покупая книгу, вы не приобретаете право распоряжаться литературным произведением. Вы приобретаете только физический носитель – книгу. Исключительным правом на произведение продолжает владеть автор, оно не переходит к покупателю. Аналогичная ситуация и с невзаимозаменяемыми токенами. Если покупатель приобрел картину в виде NFT-токена, издать книжку с репродукциями он не может. Внутри NFT-токена нет ни авторских, ни каких-либо других интеллектуальных прав. Кроме того, важно помнить, что токен – часть конкретной блокчейн-сети, в которой он выпущен, и право собственности на него вряд ли выйдет за ее пределы.
Президент ФИС добавил, что сама технология NFT-токенов дает возможность качественно и комфортно оборачивать право на интеллектуальную собственность как ликвидный актив. При грамотном использовании технология позволяет публиковать, тиражировать и создавать творческую продукцию. Осуществлять полноценный оборот интеллектуальных прав призвана общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности», где вместе с Российской Федерацией в лице Минцифры России соучредителем выступает блокчейн-инфраструктура IPChain. В этой сети совершено уже более 5 млн транзакций, в числе которых есть и сделки с интеллектуальными правами в виде NFT-токенов.
Развитие NFT-технологии может способствовать формированию среды доверия между всеми участниками цифрового арт-рынка. Чтобы такая среда появилась, институты памяти всех уровней – корпоративные, ведомственные и государственные – должны создать соответствующие теоретические и практические разработки, считает заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Владимир Определенов:
– До вступления музеев в фазу полноценного технологического развития в индустрии будет остро стоять вопрос сохранения подлинных объектов культурного наследия и их цифровых копий. Для этого необходимо создавать устойчивые цифровые экосистемы, которые позволят в будущем сохранять цифровые объекты в музеях и хранить у каждого пользователя.
Появление NFT-токенов подстегнуло участников арт-рынка к осмыслению ценности цифрового искусства, отметил художник арт-группы AES+F Евгений Святский:
– По объемам цифровой рынок уже заметно превышает традиционный. Если раньше многие игроки игнорировали этот сегмент, то теперь для них очевидно, что digital-арт дает большие возможности для развития. Появились даже коллекционеры цифровых артефактов. Индустрия понимает, что достаточно оцифровать продукт, и можно сразу приступать к его продвижению. Рынок заметно оживился, и мы – свидетели этого процесса. Хотя технологические и юридические аспекты такого явления, как NFT, все еще требуют осмысления.
Эксперт добавил, что цифровой рынок становится все более цивилизованным. Так, между обладателями цифровых произведений и посредниками уже достигнут консенсус о запрете продажи копий арт-объектов.