Авторский обвал
Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП) готовятся к падению сборов в текущем году. По прогнозам специалистов, вознаграждения правообладателям могут сократиться на четверть.
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) ожидает падения на 25%, а сборы Российского авторского общества (РАО), как предсказывают эксперты, просядут еще сильнее. На них влияет резкое сокращение доходов плательщиков отчислений – кинотеатров, ресторанов и радиостанций.
О падении авторских сборов заявил гендиректор ВОИС и исполнительный директор РАО Алексей Карелов на заседании Генассамблеи Евразийской конфедерации обществ правообладателей. У ВОИС, которая собирает и распределяет вознаграждения за смежные права при публичном воспроизведении музыки с кинотеатров, ресторанов, радиостанций и др., по предварительным прогнозам, «падение составит около 25%», сообщил он. Гендиректор Российского союза правообладателей (РСП, агрегирует авторский сбор с продаж электроники с возможностью воспроизведения музыки) Андрей Кричевский заявил «Ъ», что у союза пока нет прогнозов на этот год. В РАО (собирает вознаграждения с ресторанов, телеканалов и кинотеатров в пользу авторов) и УПРАВИС (собирает процент от перепродажи картин и скульптур) на запросы «Ъ» не ответили.
Во время пандемии Национальная ассоциация телевещателей (НАТ) попросила РАО пойти навстречу телеканалам с учетом падения их доходов, рассказал «Ъ» глава НАТ Александр Широких. Алексей Карелов ответил, что организация готова сделать такой шаг в отношении «дисциплинированных телевещателей» в случае заключения договора с НАТ. Этот вопрос будет прорабатываться, говорит Александр Широких, добавляя, что радиовещатели получили свои «пандемические бенефиты» от РАО.
По мнению заместителя председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолия Семенова, сборы каждой из ОКУП будут определяться степенью поражения «донорских» сфер бизнеса, которые формируют основной доход.
Так, доходы РАО формировались в основном из выплат телеканалов, кинотеатров, организаторов концертов и «офисной музыки» – ресторанов, торговых центров, фитнес-центров, рассуждает он. Многие кинотеатры до сих пор закрыты, так что просадка у РАО и ВОИС на 25% – оптимистичный сценарий, отмечает Семенов, прогнозируя, в свою очередь, падение до 50%. Что до сборов РСП, то, напротив, их падение, заключает он, будет незначительным, поскольку многие покупали технику для удаленной работы.
Отчисления со стороны производителей электроники, скорее всего, останутся на том же уровне, соглашается Антон Гуськов, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (объединяет Apple, Samsung и др.).
– Авторские сборы составляют 1% таможенной стоимости. Так как последняя на фоне роста курса валют повышается, вероятно, вырастет и рублевая масса выплат в РСП, даже если общее количество импортированных товаров в штуках сократится, – пояснил он свою точку зрения.
– Так называемый налог на музыку, который с кинотеатров взыскивает РАО, напрямую зависит от кассовых сборов – процент для каждого кинотеатра устанавливается по настроению РАО, – отмечает председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. – А сборы кинопроката по стране в 2020 году могут упасть на 60%.
РАО уже повысило ставки отчислений после того, как Верховный суд обязал его выплатить страховые взносы Пенсионному фонду России, напомнил управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков, добавивший, что из-за дыры в бюджете комиссии РАО были повышены до максимально возможных по закону:
– С учетом этого, а также состояния бизнеса падения сборов не избежать.