5 миллионов креаторов
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал первый научный дайджест по теме «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».
Согласно результатам исследования, в креативную экономику России вовлечены около 5 млн человек. Каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий. Их в творческом сегменте 11%.
Сегодня креативные индустрии находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями экономики этот сектор демонстрирует уверенный рост. Около 3% мирового валового продукта приходится на его товары и услуги. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.
Эти среднестатистические показатели меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий большей частью сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, а не только в России, представителями креативных профессий чаще являются горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более многообразные и развитые межкультурные коммуникации.
Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и ее финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн рублей (104,6 млрд долларов по паритету покупательной способности [ППС]), или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.
По этим показателям Россия хотя и приближается к среднемировому уровню, который составляет 3%, но в разы уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%). А безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его 988 млрд долларов по ППС и США (921,6 млрд долларов).
Необходимо признать, что в целом внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле услугами в 2019 году составлял 3 млрд долларов, а товарами – 4 млрд. Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».