В эпоху цифровых музеев
Виртуальные экскурсии по лучшим музеям мира за последние 10–15 лет стали обыденным делом для ценителей искусства. Сегодня благодаря двум-трем кликам можно оказаться, например, посреди великолепных залов Лувра, Версальского дворца или знаменитого Дворца дожей. Не отстают от иностранцев и ведущие отечественные сокровищницы – Эрмитаж, Третьяковка, Государственный исторический музей…
Дистанционный формат общения с потенциальными клиентами изначально был в большей степени инструментом рекламного менеджмента. Однако сегодня цифровые технологии помогают музеям не только привлекать новых посетителей, но и извлекать дополнительные, многомиллионные доходы, более эффективно и разнопланово используя права законных хранителей уникальных экспозиций и коллекций.
Успешный проблемный тренд
В условиях ковид-изоляции виртуальная аудитория музейных галерей России резко выросла. На фоне повысившегося спроса на новую услугу тот же Государственный исторический музей организовал около 500 онлайн-туров, в которых за минувший год приняли участие свыше 13 млн человек.
Государственный Эрмитаж, который называют флагманом отечественной музейной цифровизации, пошел дальше и, компенсируя упавшую выручку от традиционных офлайн-услуг, заработал 8 млн рублей только на предоставлении права воспроизведения своих фондов…
Вопросы трансформации музейных учреждений страны, и в частности тему создания цифровых копий объектов интеллектуальной собственности, подробно обсудили участники открытой дискуссии «Музеи в цифровую эпоху», которая прошла при поддержке Министерства культуры РФ в рамках Международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content.
Как отметили эксперты, большинство музеев приветствуют новый тренд и готовы развивать его на своих площадках. В то же время есть несколько существенных проблем, которые препятствуют реализации этих инициатив.
Во-первых, быстрый переход в «цифру» требует соответствующего финансирования. А с этим, в особенности в регионах, есть сложности. Во-вторых, для того чтобы зарабатывать на «цифре», надо получать новые компетенции и знания, а на это уходят уже не только деньги, но и время. И третье, пожалуй, наиболее сложное, – неразрешенные правовые коллизии использования цифрового контента в условиях размытой трактовки «музейного права».
Музей как виртуальная витрина
Представители Министерства культуры РФ основную проблему в недостаточно активном внедрении цифровых технологий в повседневную активность музеев видят в нехватке финансовых средств. По словам заместителя директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Наталии Чечель, всесторонне и комплексно задачу можно решить только в том случае, когда региональные власти начнут более активно поддерживать свои местные музеи.
– Работа по цифровой трансформации продолжается. Однако трудности в региональных и муниципальных музеях существуют, причина – очень ограниченные средства. Проблема не будет решаться, пока региональные власти не начнут инвестировать в музеи должные средства, а не финансировать их по остаточному принципу, – подчеркнула в своем выступлении Наталия Васильевна.
Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры России особо отметила проект «Цифровые двойники», который позволяет музеям отслеживать использование своих интеллектуальных прав и реализовывать права на изображения из коллекций, включая монетизацию. В настоящее время в этой работе планируется участие фокус-группы из 15 отечественных музеев.
По словам Наталии Чечель, в перспективе музеи смогут самостоятельно выставлять на реализацию «цифровые двойники» и предоставлять право на их дальнейшее использование для определенных целей. Благодаря этому у музеев появится новая бизнес-модель, с помощью которой, к слову, можно будет восполнять собственные финансовые средства и наращивать процесс самой оцифровки.
Цифровой музейный каталог
Еще одним «полигоном» по внедрению новых технологий стал проект оцифровки Государственного каталога Музейного фонда. Напомним, эта работа должна быть завершена не позднее конца 2025 года.
Здесь также есть определенные проблемы, но сегодня уже не остается сомнений, что результаты и этого титанического труда будут востребованы рынком.
– Для музеев проект создания цифровых копий является масштабным. Безусловно, здесь встает и проблема оцифровки… <…> Такая же картина наблюдается «внутри» Государственного каталога. Сама идея его создания была амбициозной. Путь очень долгий, но это не значит, что по нему не нужно идти, – отметил заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России Андрей Воробьев.
По мнению главы юридической службы Государственного Эрмитажа Марины Цыгулевой, зарабатывать на «цифре» непросто. Ведущий отечественный музей, в котором она работает, и тот освоил новую технологию только тогда, когда организовал отдельную структуру по оцифровке и реализации изображений. Зато теперь суммы в графе «иная приносящая доход деятельность», куда заносятся средства, вырученные от цифровизации, растут год от года. Даже в пандемийный год прибыль по этой статье выросла на 2 млн рублей в сравнении с «доковидным» отчетным периодом.
Первые этапы «цифровой эволюции» Эрмитаж прошел успешно. Теперь основные трудности развития перспективного направления у него связаны в большей степени с правовым регулированием использования цифрового контента.
– Переход в «цифру» обрастает кучей всевозможных прав. В России нет такой отрасли, как музейное право, но есть ряд законов, которые его формируют: авторское право, трудовое и международное право, Гражданский кодекс. <…> Решать юридические проблемы предстоит самим музеям – на их страх, риск и средства. Государственный Эрмитаж занимаемся этим более 20 лет, и у нас есть связи со всеми профессиональными сообществами. А у остальных они есть? – задала Марина Цыгулева риторический вопрос аудитории.
Новые авторы и продукты
Создатель научного онлайн-репозитория Figshare Марк Хэнел, который принял участие в обсуждении по видеосвязи, отметил, что с учетом активного развития интернет-сервисов многие из обозначенных проблем могут быть решены на технологическом уровне. Например, в Великобритании создана платформа, позволяющая отслеживать манипуляции с исходным файлом через соцсети, новостные сайты и YouTube.
– Сейчас можно отслеживать то, как файл путешествует по всему миру, и ясно понимать, кто его использует. Для этого достаточно присвоить ему идентификатор цифрового объекта, – уточнил Марк Хэнел.
Качественной трансформации российских музеев могут помочь реестры цифровых копий объектов интеллектуальной деятельности, уверен генеральный директор компании IPCodex Виталий Илларионов:
– Музеям необходим единый реестр, чтобы юристы понимали, какие объекты можно использовать свободно, а какие – только после получения разрешения. Не исключено, что «очищать» права на объект потребуется сразу же после включения его в музейную коллекцию. В этом случае способна помочь специальная платформа IPEX, где можно заключать сделки с объектами интеллектуальной собственности.
По мнению большинства участников дискуссии, исходя из логики развития креативной экономики в ближайшие 5–7 лет важно обеспечить максимально крепкую правовую охрану музейных коллекций и экспонатов, но при этом предоставить больше экономических и юридических прав хранителям музейных ценностей.