Творец изящной кинематики
Долгое время считалось, что конструктивную концепцию первой в мире подводной лодки придумал гениальный французский писатель Жюль Верн: его легендарный роман «Двадцать тысяч лье под водой», опубликованный в 1869 году, перевернул своим вездесущим «Наутилусом» представление современников об океанских глубинах, а также возможностях человека по их изучению и покорению.
Однако на поверку все гораздо интереснее и сложнее: первую в мире серийную боевую подводную лодку создал русский инженер и изобретатель Степан Джевецкий.
«К военному случаю угодное судно»
По правде говоря, задолго до Жюля Верна возможностью уничтожать из-под воды вражеские суда увлекся в XV–XVI веках великий итальянский изобретатель Леонардо да Винчи, который, в свою очередь, признавал, что идея постройки судна для подводного плавания, вне всякого сомнения, уходит корнями в далекую древность.
После эпохи да Винчи развитие подводного кораблестроения с разной степенью успешности продолжилось в XVII–XVIII веках. Одну из первых практических попыток проторить человечеству дорогу в океанские глубины предпринял в 1620 году голландский физик Корнелиус Дреббель, придворный ученый английского короля Якова I, построивший экспериментальное судно, способное погружаться на 4 метра и двигаться в подводном положении при помощи весел. Дреббель создал его из дерева, корпус усилил железными полосами и покрыл бычьими шкурами, пропитанными жиром. Известно, что Дреббель построил три разных подводных аппарата. В частности, в 1624 году Яков I совершил плавание на одном из них под водами Темзы.
В Германии в 1691 году французский физик Дени Папен сконструировал подводное судно из железа, по форме напоминавшее большую кастрюлю.
На Руси созданием подлодки занялся уроженец подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов. В 1718 году мастеровой подал челобитную Петру I, что сделает «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли…». В 1724 году в присутствии царя лодку спустили на воду, но при этом она ударилась о дно и, повредив корпус, дала течь. Ее вытащили на берег, спасли и Никонова. Петр I повелел укрепить лодку железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы тому «никто конфуз в вину не ставил».
В 1773 году в США изобретатель Дэвид Бушнелл построил подлодку, которую считают первой в мире, использованной в военных целях. В 1800 году подводное судно уже с гребным винтом и горизонтальными рулями создал опять-таки американский инженер Роберт Фултон. Затем были подводные лодки россиян Карла Шильдера, Ивана Александровского и Константина Герна, немца Вильгельма Бауэра и многих других талантливых изобретателей.
Не счесть имен всех ринувшихся покорять морскую пучину. Впрочем, они так и не смогли создать хотя бы одну эксплуатационную модель, которая отвечала бы техническим характеристикам военного подводного судна.
В конце концов в 1878 году на одесском заводе Гулье-Бланшарда построили корабль, который совершал многократные погружения на глубину и всплытия на поверхность воды и при этом нес на борту минное вооружение. Создателем субмарины стал талантливый русский инженер и изобретатель Степан Джевецкий, а сама она – прототипом для первой в мире серии боевых подводных лодок (ПЛ), заложенной на стапелях в 1881 году – ровно 140 лет назад.
«Дань Нептуна»
В секретных документах судно Джевецкого обозначалось как «подводный минный аппарат». Оно имело водоизмещение 11,5 тонны, длину – 5,7 м, ширину – 1,2 м, высоту – 1,7 м. Погружаться могло на 12,5 м. Его обшивка состояла из 6-миллиметровых стальных листов, закрепленных на 14 шпангоутах. В экипаж ПЛ входили капитан, минный мастер и два матроса. Обзор обеспечивал 6-гранный купол, снабженный иллюминаторами с толстыми стеклами. В переднюю часть купола поместили неподвижный призматический перископ Доденара с увеличительным стеклом в его нижней части.
Два гребных винта – по одному в носу и корме – были в то же время поворотными и использовались в качестве рулей: передний поворачивался в вертикальной плоскости, а задний – в горизонтальной. Помимо этого винты обеспечивали как ход вперед или назад, так и управляли всплытием и погружением ПЛ, а также разворотами судна вправо-влево. Несмотря на экстравагантное управление и незатейливую педально-приводную систему обеспечения хода, подлодка могла развить на мускульной силе скорость до 3 узлов (5,56 км/ч) – несомненный успех для этого типа двигателя.
Минное вооружение подлодки было представлено двумя двухпудовыми минами, размещенными в специальных гнездах на носу и корме. К каждому заряду с двух сторон крепились резиновые подушки, наполненные сжатым воздухом. Мины можно было легко отсоединить изнутри корпуса, после чего подъемная сила воздушных подушек позволяла им всплыть и уткнуться в днище надводной цели. Затем заряды подрывали дистанционно с помощью электрического сигнала.
Джевецкий привез подлодку в Гатчину, на Серебряное озеро. Вначале он представил ее цесаревичу Александру Александровичу и великому князю Алексею Александровичу. После их обоюдного одобрения наступил черед демонстрации «чуда подводной техники» императорской чете.
Будучи предупрежден, что Александр III неразлучен со своей Марией Федоровной, Джевецкий загодя заказал букет самых великолепных орхидей – любимых цветов царицы.
Настал день испытаний. Царственные особы сели в шлюпку и вышли на середину озера, а Джевецкий в подлодке, пользуясь чистотой воды, искусно маневрировал около шлюпки, иногда проходя прямо под ней. Наконец шлюпка с венценосной четой подошла к пристани. Следом с ловкостью ошвартовался «подводный минный аппарат». Выбравшись из судна, Джевецкий сошел на причал, галантно преклонил колено перед царицей и преподнес ей восхитительные орхидеи, сопроводив презент словами на французском языке: «C’est le tribut de Neptune á Votre Majesté («Это дань Нептуна вашему величеству»)». Царица пришла в неописуемый восторг, царь также остался весьма доволен.
Эффектное завершение испытаний, в ходе которых лодка погрузилась на 7,5 м, успешно заминировала и подорвала плавучую мишень, помогло Джевецкому в 1881 году получить от государства заказ на строительство 50 (!) подводных кораблей для обороны приморских крепостей на Балтийском и Черноморском флотах.
В летопись мирового кораблестроения это знаменательное событие вошло как первый серийный выпуск подводных лодок.
Устройство серийной подводной лодки С. К. Джевецкого: Z – педали привода для вращения гребного винта; N – гребной винт; M – шарнирное соединение гребного винта; O`, D, L – привод от педалей к валу винта; L` – цистерна водяного балласта; Q` – балластный насос; O – резервуар сжатого воздуха, служащий сиденьем для экипажа; P – подвижные грузы; D` – рейка для подвижных грузов; C` – мины с присосками; S – привод для выброса мин; Z`, F, H` – оптическая труба; I – выдвижная вентиляционная труба; G` – входной люк; B` – рымы для подъема подводной лодки.
Неприглядная «патентная история»
За три десятилетия Степан Карлович спроектировал 11 типов подлодок, часть из которых были, как говорится, воплощены в металле. Слава о Джевецком-изобретателе шла по всей Европе, привлекая к нему и его разработкам пристальное внимание как поклонников его таланта, так и завистников.
В связи с последними отметим, что уже в те времена промышленный шпионаж, увы, активно процветал в западном мире. Не избежал «недобросовестной конкуренции» и Джевецкий: с ним произошла все та же неприглядная «патентная история», что и со многими русскими разработчиками за рубежом. Сам изобретатель, правда, не придавал этому особого значения. По воспоминаниям старинного друга Джевецкого, основателя отечественной школы кораблестроения, академика Алексея Николаевича Крылова, Степан Карлович, «хотя… и брал иногда на свои изобретения патенты, но его интересовала не столько нажива и эксплуатация патентов, сколько сам процесс изобретения, получение изящных кинематических комбинаций и преодоление встречающихся трудностей».
Так вот, наряду с верфями Петербурга половину заказа на изготовление серийных подлодок Джевецкого разместили на машиностроительном заводе Платто во Франции. В то же время чертежником у Платто работал брат небезызвестного французского инженера Губэ. Сложно представить более благоприятное стечение обстоятельств, позволившее расторопному французу получить копии с чертежей русского изобретателя. В результате Клод Губэ построил и запатентовал собственную субмарину «Губэ-1». Понятно, она была, по свидетельству очевидцев, «близнецом» российского оригинала. Но это обстоятельство, в свою очередь, нисколько не смутило военно-морское ведомство Франции, заявившее, что национальный «новодел» вполне его устраивает.
Русский навсегда
Степан Карлович Джевецкий родился 26 июля 1843 года в семье знатных польских дворян. Детство и молодость провел в Париже, где после окончания Центральной школы искусств и мануфактур – кузницы французских инженеров – увлекся изобретательством.
Участвовал в Русско-турецкой войне (1877–1878): был матросом-волонтером на вооруженном пароходе «Веста». За личную храбрость, проявленную в морском сражении «Весты» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд», удостоился высокой награды – Георгиевского креста 4-й степени, который впоследствии с гордостью носил на лацкане своего сюртука в исключительно торжественных случаях.
К сожалению, гениальный изобретатель не принял советскую власть, в связи с чем большую часть жизни провел в Париже. Однако, находясь вдали от родной земли, Степан Карлович не переставал быть русским: научные труды по-прежнему публиковал в России, изобретения, как и раньше, передавал на Родину.
Скончался Степан Карлович в апреле 1938 года, дожив до преклонного возраста – 95 лет. За несколько дней до своей смерти Джевецкий сделал очередное научное сообщение в Парижской академии наук.
* На первом снимке: памятник подводной лодке С. К. Джевецкого в Гатчине.
Источники:
https://flot.com/publications/books/shelf/memories/10.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Джевецкий,_Степан_Карлович
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st037.shtml
https://histodessa.ru/dzhevetskij-stepan-karlovich/
https://proza.ru/2014/06/19/405
https://iz.ru/1138795/georgii-oltarzhevskii/srochnoe-pogruzhenie-s-chego-nachinalsia-otechestvennyi-podvodnyi-flot
http://book.uraic.ru/elib/pl/1.htm