The Art Market 2021
Команда экспертов международной художественной ярмарки Art Basel и банка UBS (Art Basel & UBS) во главе с Клэром МакЭндрю, основателем компании Arts Economics (лидер в изучении экономической составляющей художественного рынка), подготовила очередное ежегодное исследование The Art Market 2021.
СИТУАЦИЯ на мировом арт-рынке проанализирована по итогам 2020 года исходя из современных трендов в коллекционировании предметов искусства и на основании финансовых показателей галерейного бизнеса, доходов ведущих аукционных домов, а также суммарной выручки от проведенных онлайн-торгов.
Согласно данным The Art Market 2021, мировые продажи предметов искусства и антиквариата составили в 2020 году 50,1 млрд долларов, снизившись на 22 и 27% относительно 2019 и 2018 годов соответственно. Спад продаж наблюдался даже в ведущих «региональных центрах искусства» – США, Великобритании и Большом Китае (континентальный Китай, Тайвань, Гонконг и Сингапур), хотя привычный лидерский тренд они выдержали: в стоимостном выражении от числа всех сделок на США приходится 42% совокупной суммы транзакций, на Великобританию и Большой Китай – по 20%. Помимо внутренних продаж Соединенные Штаты оказались главным центром трансграничной торговли произведениями искусства.
На аукционный сектор пришлось 42% объема всех продаж. Вторая, чуть большая часть – на дилеров и галереи (включая все онлайн- и офлайн-розничные продажи предметов искусства и антиквариата на первичном и вторичном рынках).
Крупнейшим сектором на аукционном рынке (81% проданных лотов) стали изобразительное творчество, а также предметы послевоенного и современного искусства.
Лишь 1% общего количества реализованных лотов составили декоративно-прикладное искусство и антиквариат стоимостью свыше 1 млн долларов. Но даже этот «процентик» обеспечил более половины аукционных продаж.
ПО МНЕНИЮ экспертной группы Art Basel & UBS, одним из существенных факторов, оказавших влияние на развитие мирового арт-рынка, стало принятие «Пятой анти-отмывочной Директивы» (The Fifth Anti-Money Laundering Directive, 5AMLD), направленной на предотвращение использования финансовой системы для незаконных сделок и ужесточение борьбы с финансированием терроризма. Этот документ, в частности, предусматривает, что все участники арт-рынка, осуществляющие сделки на сумму 10 000 евро и более, обязаны выполнять обязательные требования по многоуровневой проверке своих контрагентов.
ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ предметов искусства и антиквариата, несмотря на общий нисходящий тренд, выросли до рекордного уровня 12,4 млрд долларов, в целом удвоившись по сравнению с 2019 годом. Примечательно, что доля электронной коммерции на рынке искусства впервые превысила долю розничной торговли.
В дилерском секторе, включая комнаты для онлайн-просмотров (Online Viewing Rooms, OVR), онлайн-продажи увеличились по сравнению с предыдущим периодом в 3 раза – до 39%.
Исключительно через интернет-торги в 2020 году организовывались аукционы в секторе изобразительного искусства. Обращает на себя внимание тот факт, что такой формат позволил продать в 2 раза больше лотов, чем годом ранее.
Наиболее активными участниками интернет-площадок стали организаторы онлайн-аукционов, галереи с OVR и художественные ярмарки. В то же время нельзя сказать, что коллекционеры уже абсолютно доверяют виртуальным торгам. До выхода на сделку 66% из них предпочли посетить выставку лично.
ОБЩИЙ ТРЕНД, похоже, заключается в том, что инвестиции в онлайн-площадки будут продолжаться. Этому поспособствуют прогнозируемые ограничения в передвижении по миру, относительно низкие затраты на организацию OVR, активный «цифровой маркетинг», а также значительный интерес к более эффективному использованию данных, генерируемых OVR, и оптимизация продаж с помощью цифровых инструментов.
Ключевым моментом общего развития виртуального и физического рынков останется вопрос прозрачности ценообразования.
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД, который делают авторы The Art Market 2021, – нестабильную ситуацию на мировом арт-рынке, вызванную пандемией нового коронавируса, удалось взять под контроль.
Глобальный карантин мобилизовал всех заинтересованных игроков, заставив продавцов пересмотреть традиционные подходы, освоить новые технологии и маркетинговые стратегии, а засидевшихся в изоляции покупателей – проявить активность и реализовать свои запросы за счет новых коммуникационных инструментов, которые предлагает глобальный цифровой мир.
Полный текст исследования опубликован на официальном сайте художественной ярмарки Art Basel: https://www.artbasel.com/about/initiatives/the-art-market