С юридического на «человеческий»
Культура юридического дизайна (Legal Design) в российском обществе и непосредственно в правовом сообществе только зарождается. В то же время нарастающий интерес к кастомизации бизнеса, поиск новых способов персонализации коммуникаций, запрос на подачу специализированной информации в адаптивном и комфортном для пользователей виде – не только по содержанию, но и по форме представления, вплоть до комиксов – могут сделать этот подход основой нового правового мышления.
Думай, как дизайнер, а пиши, как юрист
Основоположницей концепции Legal Design считается нынешний лидер Стэнфордской лаборатории юридического дизайна Маргарет Хаган. О себе она говорит так: «Я юрист, у которого была аллергия на юридический факультет и его подход. Я окончила школу дизайна и начала обдумывать, какие другие стратегии и инструменты мы могли бы использовать в законодательстве, чтобы лучше обслуживать людей, клиентов и себя».
Многообещающая задумка воплотилась в формуле «usable, useful and engaging». Простота, польза и интерес стали геномом юридического дизайна. По определению самой Хаган, юридический дизайн – это переосмысление юридической функции, преобразование правового поля с учетом интересов сторон в актуальной нормативной среде, проектирование новых продуктов и способов продвижения юридических услуг.
«Так же, как вы можете думать, как юрист, вы можете думать, как дизайнер», – пишет Хаган в своей книге «Law By Design» («Закон по дизайну»).
– Юридический дизайн – это целостный метод, который может быть использован для преодоления трудностей, связанных с происходящими в обществе изменениями. Если говорить простыми словами, речь идет о сочетании права и дизайна – когда первое выражено с помощью второго, а подход дизайнеров переносится на правовые вопросы. Цель этого сочетания – добиться ориентированных на потребителя актуальных решений: аналоговых или технических, – рассказывает генеральный директор компании LegalPics Мария Дорошенко.
По словам главы LegalPics, фактически Legal Design предлагает юридическому рынку новую систему мышления с инновационными ценными инструментами для решения повседневных задач. В основе такой логики – эмпатия и экосистемный подход, который в центр идеи ставит пользователя услуги, продукта или технического решения.
Юридическая коммуникация без юриста
Legal Design является частью зарождающейся, но быстрорастущей индустрии – LegalTech (отрасль бизнеса, специализирующаяся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности. – Прим. авт.), где также применяют подходы дизайн-мышления. Например, для трансформации юридической функции, проектирования продукта, услуги или правовой обвязки бизнес-процессов и документов.
По мнению большинства экспертов, юридический дизайн – это инструмент для построения коммуникации с клиентом «без юриста» с помощью понятных, инклюзивных правовых документов и интуитивно понятного пользовательского алгоритма. Такую работу можно разделить на два этапа: проектирование каналов доставки и упаковка сообщений, имеющих правовой контекст.
– Наш метод включает юридическую экспертизу, работу с текстом (Legal Writing), визуализацию (Legal Art) и построение пользовательского пути (Legal UX). Это – микс современных технологий и дизайн-мышления. Применение юридического дизайна также может производить косвенный пиар-эффект (Legal PR) и выступать полноценным допродающим фактором, – продолжает Мария Дорошенко.
На сегодняшний день новая правовая методика в России востребована главным образом клиентоориентированными компаниями с четко выраженными юридическими коммуникациями. Наряду с этим Legal Design актуален для рынка телекоммуникаций, франшиз, шэринг-сервисов, в сфере государственных услуг, онлайн-образования, страхования, а также финансовой и благотворительной деятельности, для онлайн-платформ, на базе которых осуществляются юридические сделки.
Баланс интересов в столкновении отраслей
Сейчас уже очевидно – и это подтверждено многими успешными кейсами, что с помощью Legal Design можно эффективно решать задачи разных плана и уровня: этот инструмент успешно работает в каждой отдельно взятой отрасли, органично встраивая правовой базис в создание и развитие новых продуктов и услуг. И в этом, по мнению президента Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергея Матвеева, заключается особая ценность и перспективность этой методики:
– Сегодня мы видим, как во многих сферах бизнеса и жизни нарушается баланс интересов, а право неспособно решить главную задачу – восстановить справедливость. Неспособно не потому, что правовая система плохая, а потому, что произошла невероятная формализация и сакрализации самих правовых конструкций. Правовые «штампы» непонятны – их язык оторвался от жизни, он не является языком коммуникации. А мы прекрасно знаем, что происходит с такими языками.
По словам Сергея Юрьевича, это было бы не так трагично, если бы не резко возросшая потребность в институте права и утилитарное отношение к нему в обществе.
– Каждый наш шаг, каждое взаимодействие сегодня – от банальной покупки в магазине до профессиональной деятельности: создания кинофильма или открытия ресторана ‒ базируется на нормах закона и договорных конструкциях, о которых участник отношений даже не подозревает. Новый язык и новые технологии реализации прав, безусловно, нужно искать на стыке многих институтов – как творческих, в частности визуальное искусство, так и технических, как UI, так и, конечно же, правовых. Все эти институты формировались в разные сроки и эпохи, но сегодня они сплетаются, чтобы добиться максимальной пользы для нас, – считает президент ФИС.
Выгода от использования методов Legal Design очевидна: он не только ставит пользователя в центр внимания, но и ведет к междисциплинарному сотрудничеству, в процессе которого прототипы идей максимально легко разрабатываются и быстро тестируются, есть быстрый отклик о том, соответствует ли первоначальная креативная идея потребностям пользователя или она нуждается в дополнительной проработке.
– Юридический дизайн – это всегда командная работа. На первоначальном этапе важно понимать, к чему и как применять этот метод. Где-то достаточно поработать над текстом юристу и копирайтеру, а где-то – целиком изучить весь брендинг, маркетинговую стратегию, суть правовых отношений и их «юридическую обвязку», и лишь затем предлагать решение по той или иной трансформации. Во втором, наиболее распространенном случае проектная команда может включать не только юриста, дизайнера, копирайтера и маркетолога, но и сценариста, художника, психолога и многих других разнопрофильных специалистов, – резюмирует Мария Дорошенко.