Русский подход к digital-регулированию
В статье «Европейский взгляд на регулирование цифровых рынков» мы детально проанализировали инициативы регуляторов Евросоюза (ЕС), направленные на упорядочивание digital-сферы. На наш взгляд, интересно сравнить правовые подходы европейцев с принципами взаимодействия участников цифровых рынков и штрафными санкциями, которые предлагает внедрить отечественная Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В настоящее время ведомство завершает подготовку пятого антимонопольного пакета поправок в российское законодательство, известного под названием «цифровой». В частности, ФАС вводит новый критерий оценки доминирующего положения той или иной компании на цифровом рынке, появляется понятие «сетевой эффект» – получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.
Федеральная структура будет учитывать сетевые эффекты при анализе конкуренции на digital-рынке, где сделки между продавцами и покупателями совершаются при помощи программного обеспечения (ПО) в интернете. В этой связи ведомство предлагает законодательно ввести ограничения для владельцев такого софта, если сетевой эффект от его использования «дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», а также в ситуации, когда владелец ПО занимает более 35% на рынке подобных услуг и его доход от этого превышает 400 млн рублей в год.
В целом ФАС предлагает ужесточить санкции для IT-бизнеса за ряд нарушений. Исходя из проекта пятого антимонопольного пакета, digital-компаниям, если они будут игнорировать предписания ведомства, реально могут грозить двойные штрафы. Правда, чтобы нагрузка на бизнес не оказалась чрезмерной, ФАС установила предел: санкция не должна превышать 1/50 части совокупного размера выручки нарушителя от продажи всех товаров или услуг за год, предшествующий тому, в котором произошел эксцесс. При этом антимонопольная структура все-таки рекомендует усиливать административную ответственность в тех случаях, когда предписание службы не исполняется два и более раза.
Справедливости ради отметим, что отечественные компании, как правило, всегда стараются выполнять предписания ФАС по выявленным нарушениям. Поэтому эти нововведения адресованы прежде всего компаниям зарубежной юрисдикции, таким, например, как Google и Meta (Facebook), в качестве дополнительного инструмента принуждения для соблюдения ими требования антимонопольного законодательства РФ.
Кроме того, Экспертный совет при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий представил базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков, в перечне которых указаны:
• разумная открытость цифровых платформ;
• нейтральность отношения к различным сторонам рынка (включая конкурентов);
• обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ней;
• недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ;
• обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставление им полных ответов.
Цель изложенных принципов – способствовать прозрачности и открытости цифровых рынков, а также обеспечению защиты прав и интересов их участников, включая потребителей, поставщиков и владельцев digital-платформ. Важное обстоятельство, что для нивелирования любого из возможных рисков предусматривается конкретно «свой» принцип поведения, следовать которому должна каждая платформа.
В антимонопольном ведомстве также отмечают, что еще необходимо определить «правила разумности и добросовестности деятельности цифровых платформ», которые, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных и недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой – обеспечат реализацию конституционных прав россиян. В частности, свободы получения и распространения ими информации и неприкосновенности их личной жизни.
Однако, по мнению заместителя председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, очередные попытки ФАС создать инструменты влияния на цифровой рынок и оборот интеллектуальной собственности по-прежнему неудачны.
– Мы уже более 20 лет наблюдаем, как ФАС пытается дополнить и расширить свои полномочия и ограничить участников рынка. Усилия ФАС направлены на рынок интеллектуальной собственности и цифровых технологий. На мой взгляд, текущих полномочий антимонопольного ведомства России вполне достаточно для решения задач защиты конкурентной среды. А вот предлагаемые ведомством новеллы ни разу не были поддержаны профессиональным сообществом – в последней итерации в части интеллектуальной собственности предложения ведомства несколько противоречили конституционным нормам и международным конвенциям. Видимо, сейчас нам, так же как и ЕС, следует задуматься о формировании разумной регуляторики цифровой среды и платформ, так же как европейцы, усиливая требования к платформам по проактивной защите гражданских прав. Но это точно нужно делать совместными усилиями многих органов власти, начиная с Минцифры России и профессионального сообщества, не уповая на ФАС России, – подчеркивает Сергей Матвеев.
Источник: «1474».
(Продолжение следует)