Первая сессия второй Российской креативной недели
26 августа в Москве стартовала Российская креативная неделя (Russian creative week, RCW). На несколько дней ее площадка, развернувшаяся вдоль набережной Москвы-реки в столичном Парке Горького, объединит представителей федерального и регионального уровней власти, отечественного бизнеса, институтов развития, а также лидеров креативных индустрий в большой публичной дискуссии о том, по какому пути должно идти построение и развитие инфраструктуры креативной экономики России.
О выработке единой концепции по столь важному вопросу разговор состоялся в рамках выездного заседания рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Культура», открывшего деловую программу фест-форума.
Индустрии счастья
Мировая история развития креативных индустрий насчитывает не одно десятилетие. По ряду объективных причин Россия начала развивать этот сектор экономики много позже большинства развитых стран мира. Однако такое «запоздалое» включение в креативную гонку, по мнению лидеров отраслевого сообщества, имеет не только негативные моменты, но и определенные преимущества.
– Мы можем учесть весь мировой опыт – как отрицательный, так и положительный – и достаточно быстро двинуться вперед уже по своему пути. По большому счету сегодня мы говорим о развитии креативных индустрий и креативного предпринимательства не только как о новом типе экономики или новом типе занятости, а скорее как о новом формате общественных отношений. Мы анализируем то, как мы живем сегодня, и придумываем то «качество жизни», в котором хотели бы быть завтра, – отметил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев, открывая деловую программу первого дня Российской креативной недели.
По словам начальника Управления президента РФ по общественным проектам Сергея Новикова, успешное развитие креативных индустрий согласуется с последними инициативами высшего руководства страны, направленными на повышения благосостояния российских граждан.
– На мой взгляд, здесь просматривается прямое следствие: чем лучше начинает жить человек, тем больше у него становится запросов к организации окружающей среды. Другими словами, запрос на новое качество жизни – креативной жизни – растет вместе с благосостоянием. Поэтому, когда государство делает первый шаг, направленный на повышение благосостояния народа, то мы должны делать и второй шаг – развивать свои креативные индустрии. В противном случае наши граждане будут пользоваться продуктами, которые приходят к нам из-за рубежа. К сожалению, сегодня такое уже происходит <…>. Нам надо продвигать свой контент, свой креатив и создавать условия для того, чтобы наши граждане создавали креативные продукты у нас в России, – подчеркнул Сергей Новиков.
В числе основных сложностей в поиске общих подходов для развития креативных индустрий начальник Управления президента РФ по общественным проектам назвал слишком большой разброс в направлениях их деятельности. Так, под одно и то же определение попадают и производители мультфильмов, и фэшн-дизайнеры, и архитекторы, и создатели медиаконтента, и представители многих других творческих профессий.
– Каждая отрасль вроде бы «не соединяемая», особенная… Вместе с тем у них есть общие признаки, которые позволяют всех объединять на площадке Российской креативной недели, чтобы искать общие точки соприкосновения, создавать условия для развития и снимать барьеры, которые мешают двигаться дальше. И в этом, пожалуй, наша общая задача, – подытожил Сергей Новиков свое обращение к участникам выездного заседания Государственного совета.
О деятельности государственных структур, направленной на развитие креативных индустрий, подробно рассказал председатель Комитета Госсовета по культуре, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. По его словам, за минувшей год подробно изучены подходы по созданию креативных кластеров, которые уже действуют сегодня в различных регионах страны, а также необходимые меры их поддержки. Объективные реалии таковы, что зачастую в субъектах этим вопросом занимаются разные органы власти: где-то региональные министерства культуры, где-то структуры, отвечающие за развитие предпринимательства, как, например, в Москве и Самарской области. При этом сегодня еще не окончена дискуссия вокруг основополагающих вопросов: «Что в России следует называть креативными индустриями?» и «Как правильнее вести их статистический учет?» Главный вопрос, который предложил обсудить Дмитрий Азаров, – системный набор «инструментов», которые нужно запустить, чтобы эти индустрии развивались. И, конечно, определиться с перечнем федеральных приоритетов, чтобы регионы могли, отталкиваясь от них, вырабатывать свои.
– Продолжается формирование общественного понимания о том, что такое креативная индустрия. И эти процессы происходят по всему миру. Мы действительно сталкиваемся с тем, что у человека все больше и больше времени появляется, чтобы творить. Развитие креативных индустрий дает человеку возможность обеспечить своих родных и близких, дарить свое искусство, радость и счастье другим людям. Сегодня мы говорим об индустрии счастья, ведь человек не может чувствовать себя счастливым без самореализации, признания, открытия мира через творчество других людей, – подчеркнул Дмитрий Азаров.
Прямые вопросы к власти
Одна из ключевых особенностей Российских креативных недель – возможность задавать прямые и острые вопросы представителям власти со стороны бизнеса и отраслевого сообщества. Один из них: «Готова ли система государственного управления к тому, чтобы строить инфраструктуру креативных индустрий не «в соответствии с госпланом», а другим, более современным образом?» – представителю Администрации президента РФ адресовал глава ФИС Сергей Матвеев. Свой положительный ответ Сергей Новиков подкрепил конкретным примером:
– Одним из главных событий в истории развития креативных индустрий, произошедшим за последний год, стала инициатива президента России Владимира Владимировича Путина о создании Президентского фонда культурных инициатив. Эта публичная оферта призывает всех участников рынка вне зависимости от формы их юридического лица к участию в реализации проектов по направлению креативных индустрий. Честно говоря, было опасение, что большого спроса на такой институт развития не будет. Но только за одну кампанию мы получили более 12 тысяч заявок. Это говорит о том, что глава государства четко попал в запрос отраслевой среды. Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время лучшие проекты получат государственное финансирование.
С другим, не менее сложным вопросом Сергей Матвеев обратился к главе Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Светлане Максимченко:
– Есть ли у вашего министерства универсальный рецепт и исчерпывающее «меню инструментов», которые необходимы федеральной и региональной власти для создания комфортной среды развития креативных индустрий?
По мнению Светланы, для развития креативных индустрий в стране необходим комплексный подход.
– Недостаточно просто раздать деньги на те или иные креативные проекты. Речь идет об образовании, подготовке кадров и инфраструктуры для развития творческой и предпринимательской деятельности, о финансовых механизмах поддержки, специальных налоговых режимах <…>. Здесь важна системная поддержка. При этом для каждого региона при выборе приоритетов необходим свой путь, – пояснила Светлана Максимченко.
Фундаментом такой работы станет разработанная в Министерстве культуры «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», которая сейчас находится на стадии утверждения правительством РФ. По словам Максимченко, этот документ могут принять в самое ближайшее время.
В свою очередь, директор Российской креативной недели, директор Роскультцентра, член правления Федерации креативных индустрий Марина Абрамова попросила уточнить, как видится Минкультуры организация взаимодействия между различными государственными структурами исходя из того, что Минэкономразвития и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций также курируют многие творческие отрасли.
– Я думаю, что это будет работа в рамках межведомственного взаимодействия. Рабочие группы, безусловно, появятся после принятия концепции развития креативных индустрий. А сегодня такая деятельность строится вокруг рабочей группы, которая действует на базе Администрации президента РФ, – представила свое видение Светлана Максимченко.
Резюмируя выступления спикеров, Сергей Матвеев выделил пять системных направлений комплексной поддержки: финансовый блок (гранты, венчуры, кредиты), инфраструктура (креативные кластеры, арт-зоны и т.п.), налоговый блок, образование и защита интеллектуальной собственности.
В каждом регионе этот универсальный набор господдержки может быть реализован своим, особым способом. Безусловным региональным лидером в развитии креативного сектора является Московский регион. И, конечно же, модераторы не могли не задать еще один прямой вопрос, теперь уже – руководителю Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексею Фурсину: «Хватает ли московским властям управленческих полномочий как субъекту РФ? Где те «федеральные барьеры», которые Москва не смогла преодолеть?»
– Что касается управления, с моей точки зрения, <…> чиновник вообще не должен заниматься креативными индустриями. Не важно, кто это: представитель Министерства культуры, Министерства экономики, Министерства связи. Этим должен заниматься бизнес или хотя бы, как принято сейчас делать, государственная корпорация или институт развития, – уточнил Алексей Фурсин свою позицию по этому вопросу.
По словам главы Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, именно предприниматели могут лучше других понимать запрос креативных индустрий и «разговаривать на одном языке» с их лидерами.
Догнать и перегнать столичных креаторов
Обсуждение вопроса о координации региональных мер и определения нового вектора сбалансированного формирования рынка прошло при активном участии представителей субъектов РФ, которые уже наступают на пятки Москве и Санкт-Петербургу. Один из них – Тюменская область.
По словам директора Департамента культуры региона Елены Майер, сделать это возможно за счет создания как минимум трех креативных кластеров. Два из них появятся до конца текущего года в Тюмени: первый – в исторической части города, который вместит выставочное пространство, коворкинг и пространство для самозанятых, второй – на территории бывшего домостроительного комбината, где в одном из зданий развернется проект «Мануфактура». Еще один кластер будет формироваться в Тобольске.
– Мы для себя сделали приоритет на четырех индустриях: событийное, IT и медиа, промыслы и ремесла, архитектура и дизайн. Через шесть лет мы хотим повысить долю экспорта креативных индустрий с 58 до 70%, а их долю в товарном экспорте – с 0,5 до 3%, – поделилась планами Елена Майер.
В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) – Югре креативные индустрии занимают пока только скромные 0,1% ВРП. Однако, как считает директор Департамента экономического развития – заместитель губернатора ХМАО – Югры Роман Генкель, этот показатель при определенных подходах можно увеличить в 10 раз, в том числе благодаря принятому в 2020 году региональному закону о креативных индустриях. Этот документ позволил определить главные направления новой отрасли и проработать меры ее поддержки. В частности, льготы, поручительства и микрокредитование.
К 2024 году в ХМАО – Югре будет сформирована экосистема поддержки и развития креативных индустрий, в том числе для коммерциализации проектов. Ее ключевыми элементами станут арт-резиденции в Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Нягани.
– Мы сейчас говорили о том, что единого подхода к креативным индустриям нет и это, конечно, затрудняет оценку и выработку конкретных мер поддержки. Но в то же время мы видим, что регионы двигаются, там формируется система, создается инфраструктура. Это – пример и для нашего региона, и для других, – прокомментировал перспективные планы Роман Генкель.
Томская область, в свою очередь, основной упор делает на развитие образовательного вектора и готова целенаправленно обучать молодые кадры для креативных индустрий. Драйвером этого процесса выступает само активное студенческое сообщество Сибирского региона.
Этот запрос подтвердили и столичные чиновники.
– Мы видим, как растет интерес молодежи к креативным индустриям. Сначала это модно, потом для кого-то это становится увлечением, делом, перерастающим в бизнес. Для нас важно это поддерживать, обучать, и не просто, чтобы это были самоучки, а давать молодежи навыки и обучать ее возможности коммерциализации, – отметил Алексей Фурсин.
Региональные власти, по мнению Дмитрия Азарова, просто обязаны создать необходимые условия, для того чтобы управлять, развивать и поддерживать креативные индустрии.
– В каждом регионе есть огромное количество креативных, талантливых людей, которые умеют дарить счастье другим, при этом умеют обеспечивать себя и своих близких. <…> Самарская область готова стать пилотным регионом, принять региональное законодательство по мерам поддержки креативных индустрий, – заявил глава Комитета Госсовета по культуре.
Инициативное развитие
По словам Марины Абрамовой, в настоящее время сформирована позиция Минкультуры России и перечень из 15 приоритетных креативных индустрий. Это исследования и разработки (в том числе в организации социальных, технологических и экономических систем); архитектура и урбанистика; дизайн (включая графический, промышленный и дизайн цифровых систем); компьютерная графика и анимация; мода; производство кино- и видеопродукции; музыка и саунд-дизайн; исполнительские искусства, театр и фестивальная деятельность; литература и издательская деятельность; изобразительные и визуальные искусства (арт, декоративно-прикладное искусство); разработка программного обеспечения и IT; компьютерные игры, игры и игрушки; медиа, журналистика, производство рекламы, телевизионных, радио и интернет-вещательных программ; гастрономия; цифровой образовательный контент. Такая градация, по мнению лидеров креативного рынка, позволит быстрее навести порядок с нормативной базой и выделить те сферы, в которых возможно построить мощные индустрии.
По словам руководителя холдинга «Газпром-Медиа» Александра Жарова, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию в креативных индустриях с прошлым годом, то по факту произошло масштабирование минимум в четыре раза.
– Мы являемся свидетелями формирования общественного договора, когда и творцы, и общество, и государство объединили свои усилия для достижения главного эффекта: чтобы креативные индустрии, как и во всем мире, стали одним из значимых секторов экономики и принесли тот вклад, который так необходим нам сейчас, особенно в условиях цифровой трансформации, – отметил Александр Жаров.
Прорывные изменения в креативном секторе отметила и председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева:
– Анимация, как одна из самых ярких и быстро развивающихся креативных индустрий, прошла за последние 4,5 года путь от разрозненных студий до сложившейся индустрии, которая сегодня насчитывает 60 компаний, входящих в отраслевую ассоциацию. Благодаря поддержке Министерства культуры и Министерства экономического развития мы получили свой ОКВЭД. Теперь у нас есть отдельная от кино и производства диафильмов идентифицированная отрасль – «Анимация», – поделилась достижениями Юлиана Слащева.
Она также уточнила, что представители анимационной индустрии планируют обратиться к президенту России и правительству РФ за новым пакетом льгот.
Развитие медиаиндустрии, в том числе производителей и распространителей контента, тормозит пиратство, считает генеральный директор «Национальной Медиа Группы» Светлана Баланова. По ее словам, производители тратят «огромные деньги на контент» и им хотелось бы получить максимальный возврат инвестиций.
Напомним, в июле этого года правообладатели и представители IT-компаний продлили действие антипиратского меморандума до февраля 2022 года. Поисковики, подписавшие меморандум, после обращения правообладателей прекращали выдачу ссылок на нелегально размещенные в интернете произведения. За время его действия с ноября 2018 года из поисковой выдачи было удалено около 25 млн ссылок на ресурсы с пиратским контентом.
Кардинально изменить ситуацию, по мнению экспертного сообщества, сможет принятие полноценного федерального закона по борьбе с распространением пиратского контента. И такой документ, по словам Сергея Новикова, может быть одобрен в Госдуме уже в ближайшую осеннюю сессию.
Говоря о развитии креативных индустрий, Александр Жаров отметил, что для эффективного взаимодействия государства и бизнеса необходимо создать государственный проектный офис.
– Нужен единый проектный офис – площадка, на которой встречаются представители государства и бизнеса. Мы должны создавать условия, чтобы наши творцы имели возможность не только производить контент, но и распространять его в стране и мире, – высказался топ-менеджер «Газпром-Медиа».
Руководитель крупнейшего креативного холдинга отметил, что для развития креативных индустрий нужен проектный офис, поскольку сама система управления развитием является сложной и многомерной. Нужно координировать региональные и федеральные меры, координировать федеральные ведомства и, самое главное, – делать это совместно с креативным сообществом.
Модель создания такого проектного офиса предложил глава Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский:
– Идея проектного офиса – это, на мой взгляд, то, что сегодня необходимо креативным индустриям. На данном этапе актуален формат, я бы сказал, такой сделки, когда бизнес дает обязательства взамен на предоставленные государством возможности. Безусловно, такое взаимодействие требует прозрачности с обеих сторон.
Ориентиром в таком партнерстве может служить Указ «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности», подписанный президентом РФ в июне этого года.
– Думаю, аналогичное решение необходимо и для креативных индустрий. Такая общественно-государственная структура позволит выстроить эффективные отношения между всеми заинтересованными игроками, – уточнил Андрей Кричевский.
Участники дискуссии сошлись в нескольких важных шагах, которые предстоит сделать за этот год: сформировать проектный офис, который на равных объединил бы федеральные ведомства, регионы и сами креативные индустрии, решить вопрос с перечнем приоритетных индустрий для страны и выбором своих креативных специализаций в регионах.
Подводя итог выездного заседания рабочей группы Госсовета, Сергей Новиков отметил, что еще год назад крупный бизнес смотрел в сторону креаторов с некоторым недоверием.
Сегодня же у каждого тематического шатра, развернутого в рамках второй Российской креативной недели, есть свой индустриальный партнер, который выступает заказчиком содержательной программы.
Такой отраслевой разворот всецело поддерживает государство.
– Наша сегодняшняя дискуссия получилась. Все лучшие предложения будут оформлены отдельным решением и взяты в дальнейшую проработку нашей комиссией, – подытожил двухчасовую дискуссию Дмитрий Азаров.
Источник: «1474»
Снимки предоставлены пресс-службой Российской креативной неделей.