Откуда есть пошли слова креативные...
Креативная экономика
Равно как креативную индустрию долгое время соотносили с понятием «культурная индустрия», так и словосочетание «креативная экономика» довольно часто употребляли и даже сейчас ошибочно используют как терминологический синоним тех же креативных индустрий.
От гамбургеров к IT-продуктам
Большинство экспертов сегодня сходятся в том, что определение «креативная экономика» в глоссарий терминов ввел в 2001 году профессор Шанхайской школы креативности, член Консультационного совета по креативной экономике Организации Объединенных Наций (ООН) Джон Хоукинс, опубликовав монографию The Creative Economy: How People Make Money from Ideas? («Креативная экономика. Как делать деньги из идей?»). В то же время есть и те, кто настаивает на том, что журнал BusinessWeek раскрутил это определение годом ранее в одноименной статье The Creative Economy.
Разногласий нет в одном – процесс формирования нового сегмента экономики интересовал прогрессивных мыслителей современности задолго до появления самого термина. Так, например, один из авторов модели постиндустриального общества, американец Элвин Тоффлер еще в 80-х годах прошлого столетия предсказал, что мир ждет «экономика победившего креативного труда», а британский культуролог Чарльз Лэндри представил в начале 90-х концепцию «креативного города», в котором на смену золоту, стали и нефти приходят культурные ресурсы.
Итак, какую же смысловую нагрузку получили два самодостаточных термина – «экономика» и «креативность» , объединившись в одно понятие? Или поставим вопрос несколько иначе: «Как много собственных смыслов привнес каждый из этих терминов в новое словосочетание?»
Согласно утверждению одного из «отцов» новой понятийной связки Джона Хоукинса, «креативная экономика – это один из первых видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, которые влияют на поведение людей», что в итоге приводит к развитию «креативного сектора постиндустриальной экономики».
Второй «родитель» – BusinessWeek – возвысил «производство идей над производством вещей» и подытожил свою революционную концепцию ярким слоганом: «Поворот в производстве от гамбургеров к программному обеспечению».
«Креативность имеет комплексный, многоаспектный характер и не ограничивается только технико-технологическими инновациями или новыми бизнес-моделями. Она подразумевает широкомасштабные своеобразный тип мышления и модель поведения, которые нужно и возможно воспитывать как с раннего возраста у отдельных индивидов, так и комплексно – в социальной среде, где живут люди», – предлагает свое видение шеф-экономист Всемирного банка (2016-й – январь 2018-го), профессор экономики школы бизнеса Нью-Йоркского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике (2018 год) «За интеграцию инноваций и климата в экономику роста» Пол Майкл Ромер.
А вот какой взгляд отечественных экспертов из АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)»: «Креативная экономика представляет собой экосистему взаимодействия креативных индустрий и отраслей экономики вне креативных индустрий, способствующую повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению качества конечной продукции, их продвижению на рынках присутствия, увеличению объемов продаж и масштабированию их деятельности».Обобщая более ранние и современные трактовки, о которых речь пойдет ниже, отметим основное: в исследуемом нами определении, как в музыкальной гармонии, доминирующий аккорд «необъятного» понятия «экономика» изысканно окрашивается яркими содержательными тонами традиционного искусства и креативных индустрий.
Генерация новых знаний
Теоретические догмы нового сегмента экономики получили практическое применение в начале XXI века на фоне «креативизации» научно-технической, социально-экономической и культурной сфер деятельности. Основными факторами его развития стали частные и государственные инвестиции, технологические инновации, интеллектуальный капитал «креативного класса» (подробнее в статье «Откуда есть пошли слова креативные, часть 3), а также объективный спрос массового потребителя на штучные авторские проекты.
Если в традиционной экономике основными ресурсами являются земля, труд, капитал и управление, то в креативной – человеческий потенциал и интеллектуальная собственность.
Ключевыми фигурами нового рынка стали ученые, артисты, архитекторы, композиторы и представители многих других профессий, в основе которых лежат творческое мышление и способность генерировать оригинальные идеи. Публичным признанием их продуктивной деятельности стали патенты, документы об авторских правах, товарные знаки и другие подтвержденные законом права.
Среди характерных особенностей креативной экономики выделяют:
– весь массив традиционных знаний на стыке сфер культуры, искусства и экономики;
– непременную генерацию новых знаний и умений;
– проектное мышление и творческое воображение, направленные на практический результат или конечный продукт.
В целом креативная экономика способна практически бесконечно эволюционировать, создавая все новые, более совершенные рыночные модели, типы социальных отношений и культурные парадигмы, тем самым постоянно формируя привлекательный инвестиционный климат.
Креативный 2021 год
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) работает над формированием глобального понимания термина «креативная экономика» последние 15 лет. В начале 2000-х годов ЮНКТАД характеризовала эту сферу как «понятие, основой которого становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие». Согласно позиции этого органа Генеральной Ассамблеи ООН, именно креативная экономика содействует развитию инновационных междисциплинарных стратегических проектов.
А вот одно из недавних определений ЮНКТАД: «Креативная экономика есть сумма всех составляющих творческой индустрии, включая торговлю, рабочую силу и производство». Наряду с этим сегодня на официальном сайте ЮНКТАД есть тезис и о том, что у креативной экономики нет единого определения: «Это развивающаяся концепция, основанная на взаимодействии человеческого творчества и идей с интеллектуальной собственностью, знаниями и технологиями».
Действительно, этот молодой сегмент мировой экономики развивается так стремительно, что даже эксперты ООН не решаются дать всеобъемлющее определение этому явлению. В 2019 году на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН нынешний, 2021 год объявили Международным годом креативной экономики. Возможно, именно в этот временной период новое поколение мыслителей и идеологов даст современные и всеобъемлющие трактовки креативной экономики.
Мы же тем временем, не претендуя на абсолютную истинность, но по уже сложившейся практике, попробуем дать собственные определения:
Креативная экономика – особый сектор экономики, в котором основную ценность (или) стоимость продуктов (товаров, услуг) формирует творческая деятельность (художественное, техническое, организационное творчество), и использование результатов такой деятельности.
Креативная экономика базируется на потенциале креативного класса и креативных индустрий.
Креативная экономика объединяет отрасли, деятельность которых невозможна без применения знаний автора и его эксклюзивных идей для создания новых для рынка услуг и продуктов.
Креативность – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 1».
Индустрия культуры – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 2».
Креативный класс – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 3».
Креативные индустрии – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 4».