Откуда есть пошли слова креативные...
Креативный класс
В послевоенные годы многие теоретики напряженно искали определение новой социальной группе, которая стала олицетворением постиндустриальных изменений.
В 1959 году американский ученый австрийского происхождения П. Друкер придумал термин «knowledge worker» (работник знания). Он отметил, что в условиях, когда инновация оказывается важнейшим источником прибыли, интеллектуалы резко повышают свою значимость, и выделил этих людей в отдельную социальную группу – «работники умственного труда».
Вслед за своим соотечественником социолог Д. Белл включил в состав «нового класса» ученых, инженеров, менеджеров и администраторов, а экономист Р. Рейх назвал этих специалистов «символическими аналитиками», которые оперируют идеями и символами.
Обобщающее и, пожалуй, наиболее всестороннее определение «работникам умственного труда» дал уже упомянутый нами выше Р. Флорида в своей концептуальной работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее».
По его мнению, основу креативного класса составляют специалисты, занятые в научной, образовательной и технической сферах, архитектуре, дизайне, искусстве, музыке, а также в индустрии развлечений. Все они входят в «общий творческий этнос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги».
Креативщиков объединяет особая функция создания новых идей, новых технологий, новых услуг и продуктов, а сейчас и новых форм организации социума и его занятости. При этом технологические, культурные, экономические и другие аспекты их деятельности взаимосвязаны и неразделимы между собой.
В отличие от рабочего и обслуживающего классов представители креативного «сословия» характеризуются независимостью мышления, высокой образованностью, чувством личной свободы и, как правило, формируют повестку дня и общественное мнение.
В отечественной градации эта социальная группа определялась и пока еще определяется чаще всего как «интеллигенция» или «творческая интеллигенция». Но, думается, новое «классовое» звучание в скором времени также войдет в наши обыденное сознание и разговорный обиход.
«Поскольку креативность – это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее», – отмечает Ричард Флорида.
В конце ХХ века представители творческих профессий в США составляли 30% всей рабочей силы (38 млн человек) и обогнали по численности рабочий класс (33 млн человек). Высокая образованность стала новым профессиональным трендом. Если в 1960-е американские бизнес-школы выпускали ежегодно примерно 5 тысяч человек со степенью МВА, то к началу 2000-х эта цифра выросла до 75 тысяч.
Р. Флорида выделяет три отличительные составляющие креативного класса:
• самобытность – люди, обладающие творческими способностями и независимым мышлением, всегда стояли против догматичности, однообразия, групповых норм и строгого подчинения правилам;
• мотивация – меркантильность перестает быть первостепенным стимулом, уступая место повышенной личной ответственности, усиленной работе, нацеленной на результат, профессиональный рост и саморазвитие;
• разнообразие и открытость – приветствуются любые проявления культурного, национального и демографического многообразия, возможность самовыражения, развития и публичного применения собственных уникальных интеллектуальных способностей.
Он также отмечает, что для креативного класса традиционная собственность имеет меньшее значение, взамен нее приходит право интеллектуальной собственности.
Итак, сформулируем еще одно определение:
Креативный класс – «новая» творческая и техническая интеллигенция, формирующая современные тренды развития общества и отдельных сегментов экономики.
Креативный класс – социальная группа людей, которая создает экономические ценности в процессе творческой деятельности и для защиты продуктов своего труда пользуется институтом интеллектуальных прав.
Креативный класс – лидеры общественного мнения, формирующие идеологию креативного типа деятельности как альтернативу архаичному физическому труду.
(Продолжение следует)
Креативность – «Откуда есть пошли слова креативные…Часть 1».
Креативная индустрия – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 2».