Онлайн-форум объяснил музеям, как им жить дальше
Пандемия коронавирусной инфекции, начав весной свою устрашающую экспансию по стране, кардинально изменила жизнедеятельность креативных индустрий. Точнее сказать, едва не заставила ее замереть.
В середине марта по соображениям эпидемиологической безопасности был отменен форум «Креативная экономика как фактор устойчивого развития». В апреле аналогичная участь постигла два других мероприятия в сфере интеллектуальной собственности и креативных индустрий, проведение которых было запланировано в Москве в рамках IP WEEK: III Международный стратегический форум по интеллектуальной собственности DIGITAL IP & IPQUORUM «Как цифровое взаимодействие индустрий создает пространство роста» и Международный форум лидеров креативных индустрий, творчества и бизнеса CREATIVE RUSSIA QUORUM «Новый оптимизм».
В начале мая стало понятно, что в столице уже не соберутся участники ежегодного сколковского Startup Village, а вслед за ним, увы, и статусного смотра музейщиков – XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020»…
Одно из любимых детищ Минкультуры России – фестиваль «Интермузей» – и по сей день единственное в мире масштабное мероприятие по профессиональному развитию музейного дела. На его гостеприимной площадке – в последнее время в столичном «Манеже» – регулярно встречались сотни отечественных и зарубежных музеев. Вот только не в этот «тревожный раз»: подобно всему остальному, форуму пришлось подстраиваться под новые «ковидные» реалии. Как и в случае со Startup Village, спасительным выходом стал онлайн-формат.
Изначально чувствовалось некое волнение относительно издержек бездушного онлайна. Однако, как и предполагалось, именно дистанционный диалог заострил внимание участников фестиваля на наиболее проблемных вопросах развития музеев, связанных, в частности, с пандемией и деятельностью музеев по выходу из карантина. Собственно, за многими формулировками вебинаров и круглых столов в деловой программе форума четко угадывался едва сдерживаемый вопрошающий вопль всей культурной индустрии, в одночасье лишившейся своего главного поставщика материальных благ – офлайн-аудитории: «Как же жить дальше?»
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: в нынешнем году именно цифровой формат «Интермузея» позволил впервые включить в единую, интерактивную экспозицию небывалое до сих пор количество участников – 395 музеев и арт-институций. Для многих из них благодаря онлайн-формату участие в столь престижном общемузейном показе стало премьерным.
Главная тема фестиваля – «Хранители мира» – была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В рамках деловой, культурной и детской программ, а также с учетом партнерских проектов было проведено 284 мероприятия. Опытом и планами в рамках «Интермузея» делились не только российские, но и многочисленные зарубежные эксперты и делегаты более чем из 20 стран мира. Разделенные друг с другом компьютерными мониторами, цифровым пространством и географическими расстояниями, спикеры быстро превратили обсуждение насущных проблем в жаркие диспуты.
В фестивальные «прайм-таймы» более 30 тысяч уникальных посетителей пристально наблюдали за онлайн-дискуссиями. Темы были, как говорится, на самую что ни на есть злобу дня: «Цифровая доступность», «Диджитализация коллекций как первый шаг к международному сотрудничеству», «Исследование цифровых компетенций музейных сотрудников: презентация итогов совместно с конференцией РИФ.ОНЛАЙН», «Реакция музеев мира и международных музейных ассоциаций на пандемию коронавируса: лучшие практики».
Например, участники дискуссии «Выход музеев из карантина. Поиск решений», памятуя, видимо, о том, что в спорах рождается истина, настойчиво, когда вместе, а когда и порознь, и энергично искали ответы на вопросы, как изменится музейная жизнь в послепандемийную эпоху и сохранится ли вообще в поствирусном мире традиция проведения больших вернисажей или их заменят чем-то другим? А главное – закончится ли с победой над COVID-19 время выставок-блокбастеров?
Острые дебаты сопроводили обсуждение темы цифровой доступности. Речь шла, в частности, о том, что люди с инвалидностью составляют 15% населения мира, но при этом 80% из них сталкиваются с многочисленными барьерами, препятствующими их полной интеграции в общество, делают недоступными физическую, цифровую, культурную и социальную среду. В этой связи Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) и G3ict (Глобальная инициатива за инклюзивные информационно-коммуникационные технологии), которая защищает интересы людей с инвалидностью, призвали познакомить участников фестиваля с лучшими практиками по развитию цифровой инклюзивной среды в музеях, а также помочь им в поиске возможностей для интеграции доступных ИКТ в свою деятельность даже при ограниченных ресурсах.
– G3ict стремится использовать мировой опыт цифровой трансформации для поддержки цифровых инклюзивных практик, в том числе и в музеях, – подчеркнул вице-президент G3ict Джеймс Терстон.
Среди самых резонансных мероприятий также надо отметить дискуссию о цифровой трансформации мира и сферы культуры в связи с COVID-19, что было бы удивительным, если б она, судя по заявленной тематике, осталась незамеченной в программе фестиваля. В 2020 году мир накрыла пандемия COVID-19, которая затронула все сферы деятельности человека, в том числе и культурную. Практически вся наша повседневная жизнь перешла в онлайн. Поэтому спикерам было о чем горячо спорить, обсуждая вопрос, как изменилась и еще изменится сфера культуры в целом благодаря цифровой трансформации.
И как тут не вспомнить древнекитайскую мудрость: «Все, что ни случается, случается вовремя», когда практически в унисон с дебатами из уст замминистра культуры РФ Максима Ксензова прозвучала
новость о том, что Минкультуры России запускает масштабный долгосрочный проект по цифровой трансформации отечественной отрасли культуры. По его словам, из-за пандемии появился новый стимул, чтобы цифровое направление в сфере культуры и искусств начало развиваться с еще большей силой.
– Очевидно, что речь не идет о замене офлайн-мероприятий, потому что ничто не заменит эффекта присутствия в музеях, театрах и так далее, – подчеркнул Максим Ксензов.
Особый интерес у специалистов вызвал и круглый стол «Музей и международное авторское право. Как работать с фондами художников и их наследием»*, в котором приняли участие авторитетные юристы и ведущие эксперты в области авторского права и музейной деятельности, а также книгоиздатели. Его организовал Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина.
Как отметила в преамбуле модератор дискуссии Ксения Велиховская, заведующая редакционно-издательским отделом ГМИИ имени А. С. Пушкина, «всегда в обсуждении вопросов авторского права заинтересованы как минимум три стороны – во-первых, это музеи и частные коллекционеры, которым принадлежат те или иные произведения искусства, затем – авторы, их наследники и фонды, а также – издательства, которые сотрудничают с музеями, авторами и их наследниками, работают с произведениями искусства, в частности издают книги по искусству».
В ходе двухчасового онлайн-диспута его участники обсудили, в каких случаях музеи должны связываться с фондами и другими представителями художников, какие возможности и ограничения предполагает авторское право, как ведется работа по вопросам авторского права с современными художниками и какие функции будут нести фонды художников по истечении срока авторского права.
– В частности, мы рассмотрели взаимоотношения между музеями и фондами, представляющими интересы художников, а также ограничения для использования произведений изобразительного искусства, которые подразумевает законодательство об авторском праве, – рассказал директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес.
Участники дискуссии также разобрали на конкретных примерах частные вопросы, нередко возникающие в музейной практике при работе с современными авторами и требующие от сотрудников музеев и галерей дополнительных правовых знаний и более глубокого профессионального подхода к решению нестандартных ситуаций, которые, к сожалению, стали нередкими в галерейном бизнесе, в том числе и по причине ухода искусства в онлайн.
Как не раз звучало в ходе фестиваля «Интермузей-2020», глобальная виртуальная открытость – это, конечно же, беспрецедентная возможность современного мира познавать прекрасное. Но, по оценке участников круглого стола, этот формат накладывает свой отпечаток на уже устоявшиеся конструкции отношений художественных музеев и выставочных галерей с авторами и правообладателями (наследниками, фондами и т.п.). Например, чтобы демонстрировать произведения современного искусства посредством СМИ или интернета, нужно предварительно получить авторское разрешение, а в идеале – вообще заключить с правообладателями соответствующие лицензионные соглашения, предоставляющие музею или галерее право на публичный показ работ либо трансляцию их в телеэфире и глобальной сети – ведь это же совершенно иной, нежели демонстрация в офлайн-залах, вид использования произведений.
Как и ожидалось, черту под дискуссиями на форуме «Интермузей-2020» подвела сама министр культуры РФ Ольга Любимова, которая, в частности, отметила, что культуре сегодня отведена особая роль:
– Именно культура является единственным универсальным средством возвращения людей к привычному укладу жизни, а приобщение к искусству стало неотъемлемой частью нашего пребывания в онлайн-пространстве.
Следует ли из сказанного министром, что фестиваль следующего года тоже рискует предстать в онлайн-формате? Поживем – увидим! По крайней мере дельные советы, как музейно-галерейной мировой отрасли не «сдуться» в ближайшие 12 месяцев, все-таки услышали. В любом случае, практика этого пандемийного года уже показала, что бывают ситуации, когда цифровой способ коммуникации с аудиторией – единственно возможный и эффективный. И, естественно, его необходимо проанализировать и активно развивать. Кто знает: возможно, нам с этим жить!
* В ТЕМУ:
• «Авторское право – это когда закон ставит на первое место личность и творца»;
• «Доверяйте издателю и находите компромиссы»;
• «Эксперт, помощник, арт-дилер»;
• «Между подлинником и экземпляром».