Обеспечить незыблемость авторского права и доступность произведений
В рамках Международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content, прошедшего 26–27 апреля в «Сколково», состоялась дискуссия «Когда автор неизвестен. Новеллы российского законодательства», посвященная потенциальным рискам при использовании произведений, чьи авторы либо правообладатели до сих пор не установлены. Сессия прошла при поддержке Минкультуры России и привлекла к себе большое внимание экспертного сообщества.
По мнению участников дискуссии, одной из наиболее острых проблем, стоящих в настоящее время перед институтом общественного достояния, является вопрос легального использования «сиротских» произведений. Напомним, в международной практике «сиротским» («бесхозным», или «орфанным» – от англ. orphan – сирота) называется произведение, автор которого неизвестен или неизвестно его местонахождение. В России ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в отечественном законодательстве отсутствует такое понятие.
Общее правило гласит, для использования любого произведения нужно обязательно получить разрешение автора или правообладателя. Вот только в случае с «орфанными» произведениями такая возможность отсутствует, а риск юридической ответственности за их незаконное применение сохраняется. В итоге такие правовые уравнения с несколькими «неизвестными» исключают из гражданского оборота огромное множество произведений, потенциально имеющих ценность для культурного и научного наследия.
В поисках универсального подхода
Тема «сиротских» произведений имеет давнюю историю. Так, еще в ноябре 2020 года Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям предложил механизм выплаты авторского вознаграждения за использование музыкального и иного креативного контента в случаях, когда автор произведения неизвестен. Как подчеркнул председатель комитета Андрей Кричевский, новый формат поспособствует легальному использованию «бесхозных» произведений в интересах предпринимательства:
– Инициатива комитета РСПП состоит в том, чтобы разрешить сбор и хранение вознаграждений за использование «сиротских» произведений на номинальном счете с целью их последующей выплаты автору при его нахождении.
Тогда же участники заседания призвали представителей власти, сферы культуры и бизнеса принять участие в доработке концепции «справедливого вознаграждения» и законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включающего комплекс мер по упрощению использования «сиротских» произведений. По словам Кричевского, эта инициатива призвана открыть бизнесу доступ к широким пластам такого контента, не ущемив при этом интересы правообладателей и создателей, которые по разным причинам остаются неизвестными. В настоящее время, как отметил глава комитета, недоступны или неизвестны контакты авторов около 40% книг, хранящихся в библиотеках:
– Проблема обращения с «сиротскими» произведениями поднимается во всех странах, но найти универсальный эффективный подход пока никому не удалось.
Итогом важного заседания комитета стало письменное обращение РСПП к министру культуры РФ Ольге Любимовой с предложением устранить риски при использовании объектов интеллектуальной собственности, не имеющих автора. В письме, в частности, были сформулированы предложения профильного Комитета РСПП по комплексному развитию института «справедливого вознаграждения» с учетом развития современных цифровых технологий, а также инициативы по внесению изменений в часть четвертую ГК РФ, направленных на совершенствование регулирования при отсутствии определенности в отношении лица, являющегося обладателем прав.
При этом РСПП особо отметил, что отечественный бизнес обеспокоен возможными рисками при использовании «сиротских» произведений:
«Пользователи подобных произведений заинтересованы в устранении рисков возможной ответственности за нарушение интеллектуальных прав в таких ситуациях. Вместе с тем заслуживает поддержки позиция о безусловной необходимости соблюдения имущественных прав и интересов автора, правообладателя».
И вот в январе 2021 года Министерство культуры РФ выступило с долгожданным заявлением о том, что оно наконец-то приступило к подготовке законопроекта, который будет разруливать все спорные вопросы, связанные с использованием «сиротских» произведений в будущем.
Все будет по закону
В канун открытия IPQuorum 2021: Tech for Content интригу трека о «сиротских» произведениях подогревали не только острая актуальность темы, но и представительный пул спикеров, чьи авторитетные мнения, как ожидалось, должны будут расставить точки над «i» в долгих спорах о мерах и вариантах капитализации «бесхозных» произведений. По этой причине в «Малом зале» Сколковского технопарка было не протолкнуться от участников форума и представителей СМИ. К слову, исходя из личного наблюдения, если бы организаторы IPQuorum переместили проведение этого трека в более вместительный зал «Казан», то заинтересованная аудитория и его заполнила бы до краев.
В очередном раунде обсуждения проблемы «орфанных» произведений участие приняли представитель Министерства культуры РФ Наталья Ромашова, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, заместитель руководителя Центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Екатерина Удалова, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов, президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Иван Засурский, руководитель юридического отдела Музея современного искусства «Гараж» Анна
Игнатенко и член-корреспондент Международной академии информатизации Борис Есенькин.
Модератором трека выступил заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.
– Мы, безусловно, должны уважать авторские права. Но нужно понимать, что растущий спрос на креативные продукты российский творческий сегмент экономики удовлетворить не может – число творцов не так велико, как хотелось бы. И мы так или иначе для роста креативной экономики будем обращаться к наследию – архивам, музеям, пытаясь найти те художественные образы, которые могут быть использованы в современных промышленных и цифровых продуктах. Поэтому вопрос использования произведений, автор которых неизвестен или с ним не удается связаться, становится как никогда актуальным, – обозначил Сергей Матвеев значимость этой проблемы для развития сферы интеллектуальной собственности.
Руководитель Нормативно-правового департамента Минкультуры России Наталья Ромашова, в свою очередь, рассказала о разрабатываемом законопроекте, который будет регулировать использование таких «сиротских» произведений:
– Необходимо установить общий порядок. Правительство России поручило Минкультуры подготовить проект федерального закона с поправками в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Новый нормативный акт призван дать четкое определение, что такое «сиротское» произведение. Следуя международной практике, таковым можно признать объект авторского права, автор или правообладатель которого неизвестен или неизвестно его местонахождение. Кроме того, «сиротским» произведение будет признано только при условии, если был осуществлен тщательный поиск автора. Все сведения мы предлагаем включить в открытый реестр «сиротских» произведений, среди которых будут фонограммы, книги, фотографии, музыкальные композиции, предметы декоративно-прикладного искусства.
При этом чиновница подчеркнула, что «орфанные» произведения сможет свободно использовать лицо, которое первым заявит о нем и произведет поиск автора:
– Если автор не будет найден, то произведение будет включено в реестр. За его использование нужно вносить плату, которая должна зависеть от способа использования – их предполагается три: воспроизведение, распространение экземпляров и доведение до всеобщего сведения.
Руководитель юридического отдела Музея современного искусства «Гараж» Анна Игнатенко призналась, что отсутствие подобного механизма создает проблемы: штраф за некорректное использование авторского произведения может составлять от 10 тысяч до 5 млн рублей и даже влияет на программу выставок:
– Наш музей всегда соблюдает законодательство, поэтому мы, чтобы исключить репутационные и финансовые риски, проводим активную деятельность по поиску автора. Обычно такой поиск занимает очень много времени. И если автор не найден, то нам, к сожалению, приходится отказываться от произведения искусства и не включать его в экспозицию.
Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов предложил применять подход, аналогичный «депозиту нотариуса»:
– Если у вас есть обязательства перед кредитором, но вы не знаете, как его найти, то вы обращаетесь к нотариусу, зачисляете на его депозит сумму долга, и теперь уже нотариус занимается поиском вашего кредитора, чтобы отдать ему ваш долг. Если у нас будет специализированный нотариат в отношении «сиротских» произведений, то применение способа с депозитом допустимо.
В «сиротских» произведениях нужна фиксация права
Поднятая в ходе дискуссии проблема затрагивает не только музеи, но и библиотеки, о чем сказал генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, отметивший, что креативные индустрии – большой пласт, о котором надо заботиться:
– За всю историю России было издано около 9 миллионов книг, и мы создаем Национальную электронную библиотеку, которая объединит все книги в один ресурс, в том числе и «сиротские» произведения. Но самой главной проблемой остается доступ к контенту, поскольку мы должны уважать права авторов на компенсацию труда. Однако стоимость каждой транзакции (поиска автора. – Прим. ред.) превосходит возможную выгоду, которую может принести контент. Кроме того, важно определить правила использования «сиротского» произведения. Все эти вопросы сможет решить только государственная политика в области книжной индустрии.
В этой связи Вадим Дуда обозначил четыре принципа, которыми, по его мнению, надо руководствоваться, чтобы вывести индустрию авторского права в России на новый уровень. В их перечне – доступ к уникальному контенту нужно обеспечить на должном уровне, очень важно подписывать лицензионные соглашения с авторами произведений, необходимо уважать права авторов и правообладателей на достойную компенсациюих труда, а также цифровая собственность должна быть одинаково доступной по всей России – и в столице, и в отдаленных регионах страны.
Представитель Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подчеркнула, что возможность использования историко-культурного наследия, в частности предметов текстильной промышленности досоветского и советского периодов, для создания новой продукции – убедительный мотив для того, что проблему «сиротских» произведений необходимо решать.
– Мы берем наследие музеев, оцифровываем его и делаем стрит-стайл одежды и аксессуаров. Но наш бизнес – это не только продажи сумок и маек, это развитие культуры через промышленность. Но здесь возникает проблема во взаимодействии с музеями, когда нам нужно использовать «орфанное» произведение. Да и в целом многие музеи боятся работать с предпринимателями, потому что бизнес, по их мнению, может им навредить, – рассказала Екатерина Удалова, заместитель руководителя Центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства ХМАО – Югры.
В свою очередь член-корреспондент Международной академии информатизации, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер ордена искусств и литературы (Франция), доктор экономических наук, профессор Борис Есенькин отметил, что проблемы, возникшие из-за цифровых технологий, нужно решать с помощью этих же технологий:
– Право – это взаимоотношение и уважение. Сейчас идет процесс перестройки потребления интеллектуальной собственности, при котором «цифра» поглощает нас… На мой взгляд, в вопросе «сиротских» произведений все должно быть четко – всегда нужна фиксация права. Даже если нет автора, надо уважать интеллектуальные права.
Президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук, доцент Иван Засурский полагает, что открытый доступ к «сиротским» произведениям необходим в интересах общества и рынка:
– XX век поступил с литературой очень жестоко: у четырех пятых произведений нет авторов. Знаете, как в Германии поступают с «орфанными» произведениями в музейной сфере? Юрист пишет правовой документ о том, что, с его точки зрения, найти автора сложно и почти невозможно, и к моменту начала выставки автор не определен или не найден, поэтому риски минимальные. Я считаю, что наше государство имеет все возможности решить эту проблему, причем несколькими способами – от депозитов до выкупа прав на все произведения XX века. Надо вкладывать деньги в открытый доступ. Если так будут делать все крупные державы, вот тогда начнется настоящая игра!
В завершение сессии глава Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев заявил, что соблюдение прав авторов должно быть гарантировано:
– Я уверен, что предложенные сообществом и поддержанные Министерством культуры подходы позволят обрести баланс интересов и найти точку, в которой будет обеспечена незыблемость авторского права и одновременно доступность произведений для общества в самых разных формах и видах. В свою очередь, это даст дополнительные возможности для развития российской креативной экономики.
При подготовке использованы официальные текстовые и иллюстративные материалы IPQuorum 2021: Tech for Content.
Источник: Пресс-служба IPQuorum.