Комикс – это серьезно!
В то время как ведущие мировые компании, в частности Airbus, Estée Lauder Companies, Moët Hennessy и Renault, применяют в своих бизнес-процессах методику Legal Design (ссылка на 1-ю часть), в нашей стране этот правовой инструмент только набирает популярность.
В числе первопроходцев этой идеологии – компания LegalPics.
Стереть барьеры
Одна из приоритетных задач юридического дизайна – как можно точнее и глубже понять контекст и потребности людей, которые вступают в правовые отношения. Legal Design (LD) призван создать наилучший пользовательский опыт (Legal UX), чтобы закон и правовая система не воспринимались как препятствие.
– Юристы, использующие методы LD, могут получить реальное конкурентное преимущество. Благодаря этому инструменту они быстрее понимают клиентов и их экосистемы, что, в свою очередь, помогает им предвидеть, какие юридические проблемы должны быть решены или как их можно избежать в принципе, – считает генеральный директор компании LegalPics Мария Дорошенко.
Как говорит Мария, у LD есть понятные всем базовые принципы – удобство, простота, понятность. Даже такими привычными инструментами, как текстовый процессор Microsoft Word, иногда можно достойно «упаковать» правовое сообщение, регулирующее решения текущих задач. Но, если стоит задача добиться превышения ожиданий клиента, формирования и удержания лояльности (сейчас эти критерии оценки одни из важнейших в сфере услуг), процесс потребует всесторонней вовлеченности и командной работы (при необходимости с привлечением специалистов различных отраслевых профессий).
Контракт в стиле эмодзи
Сегодня в нашей стране помимо LegalPics юридический дизайн продвигают компании «Симплоер», Runetlex, адвокатское бюро «Башилов, Носков и партнеры» и отдельные частные юристы. Востребованность креативной услуги пока небольшая. Вместе с тем предпосылок к росту ее популярности даже в условиях нашего традиционно консервативного рынка достаточно:
• тренды в маркетинге на эмпатию, клиентоориентированность, дизайн-коммуникации, привлечение и вовлечение в коммуникационные процессы разных групп населения;
• цифровизация, динамично меняющаяся бизнес-среда, сквозные компетенции и влияние soft skills («гибкие навыки»);
• построение коммуникаций с клиентами поколений Z и Y (клиповое мышление);
• управление рисками и их снижение в юридическом взаимодействии с клиентом;
• ускорение процесса принятия решений (переговоры, заключение сделки и т.п.).
Существуют различные формы реализации юридического дизайна: анимация, комиксы, схемы, инфографика, эмодзи, веб-дизайн и другие. Наиболее распространенным примером LD может служить комикс-контракт. Такой договор написан с минимальным количеством текста при помощи картинок: стороны представлены героями комикса, а условия соглашения поясняются рисунками. При этом комикс-контракт подписывают аналогично обычному договору.
Главные преимущества комикс-контракта:
• существенно сокращается объем информации, необходимой для изучения и принятия решения;
• информация доносится максимально просто;
• документ ориентирован на непрофессионального пользователя (малограмотные, не владеющие языком страны пребывания, люди с особенностями восприятия);
• максимально доступно и понятно излагаются права, обязанности и другие юридические тонкости сделки;
• договоренности заключаются удобно и легко;
• сокращаются расходы на оплату привлекаемых юристов.
В целом комикс-контракты дают преимущества компании по отношению к конкурентам за счет новизны, доступности понимания, клиентоориентированности, ухода от соответствий «стандартам на бумаге», а также применения передовых приемов подачи специализированной информации.
Право оптимальной коммуникации
По словам Марии Дорошенко, все применяемые в юридическом дизайне методы сопровождают единый процесс обработки правовой информации.
– Исходя из нашего подхода, сначала определяется задача, которая должна быть решена. При этом ее анализ осуществляется не в классическом юридическом контексте – поиск нормативной правовой базы, судебной практики и так далее. Мы рассматриваем все аспекты более подробно с помощью различных межпредметных методов, – поясняет руководитель LegalPics.
Выдвинутые гипотезы подлежат оспариванию, наблюдению, опросу и тестированию с помощью различных методов обработки данных. Информация, полученная на этапе тестирования гипотез через междисциплинарный взгляд на промежуточные результаты, позволяет сформулировать подлинную суть проблемы, которую и необходимо решить с учетом запроса потребителя. Примечательно, что по мере исследования первоначальная задача может в корне поменять свою суть.
– Только после реализации всего вышеперечисленного, начинается процесс проектирования и разработки решений. На данном этапе важным для юриста становится навык ведения диалога с клиентом, а также умение воспринимать неверно сформулированные гипотезы как вклад в решение задачи, а не полное фиаско. Финальная стадия – интеграция ранее протестированной и усовершенствованной идеи в существующую экосистему, – продолжает Мария.
Сегодня LegalPics ведет несколько проектов в сфере благотворительности, цифровых платформ и IT-проектов. Свою миссию команда Марии Дорошенко видит в поступательной оптимизации традиционных коммуникаций в правовом поле, с тем чтобы стереть межкультурные, языковые и социальные барьеры, развивать правовую культуру и расширять границы представлений граждан о своих возможностях.
– Наша цель – сделать Legal Design универсальным способом для построения юридических коммуникаций и юридической функции как внутри компании, так и вовне: в отношениях с клиентами или контрагентами, – резюмирует гендиректор LegalPics.