Китай меняет правила игры
Промышленный шпионаж, реплики популярных брендов и другие резонансные примеры недобросовестного заимствования интеллектуальной собственности закрепили за Китаем репутацию, мягко говоря, не самого безупречного игрока глобального рынка.
В то же время недавние решения Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК), новая редакция закона «Об авторском праве» и, что особенно показательно, публичные заявления на тему интеллектуальной собственности национального лидера Си Цзиньпина недвусмысленно свидетельствуют, что эпоха «уважительного копирования идеальных оригиналов» активно близится к своему закату. Причем наши китайские коллеги рвутся вперед, к светлому правовому будущему настолько форсированно, мощно и разнонаправленно, что даже признанным авторитетам в области защиты правообладателей однозначно будет чему поучиться.
Начать с себя
Долгие десятилетия «правовой нигилизм» по отношению к правообладателям лишь отчасти регулировался национальными органами и ведомствами Поднебесной. Однако в последние годы официальный Пекин регулярно заявляет во всеуслышание о своем дистанцировании от такой «философской политики».
С учетом ошеломительного роста количества объектов интеллектуальных прав (на конец 2020 года число действующих патентов достигло 2 млн 213 тыс., а зарегистрированных товарных знаков превысило 30 млн) в Китае активно оптимизируется прежде всего национальное законодательство.
Так, в преддверии XIII пятилетки (2016‒2020) ЦК КПК анонсировал целевую «дорожную карту» по защите правообладателей и опубликовал «План действий по углубленной реализации Национальной стратегии в области интеллектуальной собственности».
В рамках реформы партийных и государственных институтов была создана Государственная администрация по надзору за рынком, а в целях централизованного и унифицированного управления такими категориями интеллектуальной собственности, как патенты, товарные знаки и географические указания, реорганизовано Государственное ведомство интеллектуальной собственности. Кроме того, Верховный народный суд КНР учредил по всей стране судебные инстанции для рассмотрения апелляций по патентам и другой технической интеллектуальной собственности.
Совсем недавно, в ноябре 2020 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) принял третью за последние 10 лет редакцию закона «Об авторском праве». Изменения коснутся перечня объектов авторских прав и порядка коллективного управления ими, содержания имущественных прав, вопросов определения принадлежности и использования авторских прав. При этом практически по всему списку возможных нарушений существенно повышается юридическая ответственность.
Обновленное право автора
В доработанном варианте закона «Об авторском праве», который вступит в силу 1 июня 2021 года, обращает на себя внимание трактовка, которая расширяет перечень произведений, охраняемых законом. Теперь к ним относятся «результаты интеллектуальной деятельности в области литературы, искусства или науки, обладающие свойством оригинальности и воспроизводимые в какой-либо материальной форме». Формулировка «кинематографические произведения и произведения, созданные с использованием аналогичных киносъемке способов» заменена на термин «аудиовизуальные произведения», который позволяет распространить правовую охрану на все виды видеопродукции (включая видеоклипы и короткие видео) вне зависимости от способа их создания.
Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, будут обязаны регулярно (!) публиковать открытую сводную отчетность, включающую суммы собранных и перечисленных правообладателям лицензионных отчислений, управленческих расходов, а также остаток лицензионных отчислений, не распределенных среди правообладателей. Это требование вводится дополнительно к уже существующей обязанности проходить ежегодный независимый аудит.
Помимо этого уточняется содержание имущественных авторских прав. Теперь к ним относятся права на воспроизведение, права на прокат, права на трансляцию беспроводной связи (сообщение в эфир) и права на трансляцию в информационных сетях (доведение до всеобщего сведения). Примечательно, что право на сообщение в эфир дополнено возможностью распространения произведений при помощи проводной связи (кабеля), что легализует формат интернет-стриминга.
Обязательными элементами добросовестного использования станут указания на авторство и наименование произведения, исключение ущербных рисков при использовании произведения правообладателем, а также отсутствие необоснованного ущерба правам и законным интересам автора.
К слову, по новым правилам расчет компенсации на основе понесенных убытков больше не является приоритетным: вне зависимости от сложности определения ущерба в качестве альтернативы может использоваться метод расчета на основе незаконно полученного дохода правонарушителем. При этом максимальный размер установленного законом ущерба за нарушение авторских прав повышается в 10 раз – с 500 000 юаней (около 75 500 долларов США) до 5 миллионов юаней (примерно 755 000 долларов США), а в случае умышленного нарушения и серьезных обстоятельств суд может вынести решение о возмещении правообладателю 1‒5-кратного фактического ущерба, включающего незаконный доход правонарушителя и роялти правообладателя.
Шесть шагов вперед
Председатель КНР Си Цзиньпин опубликовал статью, название которой ясно указывает на стратегический вектор ближайших китайских инициатив – «Всесторонне усилить защиту прав интеллектуальной собственности, стимулировать инновации и способствовать построению новой модели развития». В своем публичном заявлении лидер нации отметил шесть задач, которые позволят Китаю построить современную экономическую систему и перейти к новой модели развития.
Во-первых, необходимо «укрепить верхний уровень защиты интеллектуальной собственности». Для этого, по мнению главы КНР, необходимо разработать стратегию построения сильной страны с более совершенной системой интеллектуальной собственности, создать (составить) национальные планы защиты и использования интеллектуальной собственности, а также уточнить цели, задачи, меры и этапы реализации.
Во-вторых, «повысить уровень легализации защиты интеллектуальной собственности»: пересмотреть патентное законодательство в части закона о товарных знаках, закона об авторском праве, антимонопольного законодательства и закона о развитии науки и технологий; усилить гражданскую судебную защиту; содействовать унификации стандартов и механизмов административного правоприменения в области интеллектуальной собственности и судебных решений.
В-третьих, «усилить защиту всей цепочки прав интеллектуальной собственности». Реализовать эту задачу предлагается, в частности, за счет формирования системы государственных услуг в сфере интеллектуальной собственности, создания Национального центра обработки данных и специализированной платформы государственных услуг, более активного применения информационных технологий (искусственный интеллект, большие данные, блокчейн), а также усиления публичности и просвещения всего общества в части уважения и защиты прав интеллектуальной собственности.
Четвертый шаг – «дальнейшая реформа системы и механизмов работы по защите интеллектуальной собственности». Для этого необходимо изучить и внедрить дифференцированную политику в области промышленной и региональной интеллектуальной собственности, улучшить систему проверки авторских произведений и изобретений, изучить и сформулировать соответствующие системы для предотвращения злоупотребления правами законных владельцев.
Пятая задача – «координировать продвижение международного сотрудничества и конкуренции в области прав интеллектуальной собственности». Здесь Си Цзиньпин предлагает поддерживать концепцию сообщества с общим будущим для человечества, придерживаться принципов открытости, сбалансированной инклюзивности, активно участвовать в глобальном управлении интеллектуальной собственностью в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также углублять сотрудничество со странами и регионами вдоль «Одного пояса, одного пути» по правам интеллектуальной собственности и способствовать обмену знаниями.
И, наконец, «обеспечение национальной безопасности в области прав интеллектуальной собственности».
– Необходимо укреплять защиту независимых исследований, разработок и ключевых технологий, а также управлять передачей прав интеллектуальной собственности, связанной с национальной безопасностью. Необходимо актуализировать законы, нормативные акты и антимонопольную политику в области интеллектуальной собственности и добросовестной конкуренции, сформировав законные и действенные ограничения. Необходимо содействовать экстерриториальному применению законов и постановлений об интеллектуальной собственности и улучшать механизмы международной координации судебных органов, а также сформировать эффективный механизм раннего предупреждения и экстренного реагирования на международные риски, связанные с управлением интеллектуальной собственностью, – резюмирует лидер китайской нации в финале своей статьи.
Свои наказы Си Цзиньпин изложил предельно четко и, главное, адресно: руководителям профильных партийных комитетов, государственных ведомств и органов власти, национальных корпораций и, для пущей надежности, «руководящим кадрам на всех уровнях». И не нужно быть провидцем, чтобы с большой долей вероятности утверждать, что все поставленные задачи будут реализованы в указанный срок и именно с теми глобальными экономическими эффектами, которыми наш юго-восточный сосед не перестает удивлять весь мир.
***
Оригинал статьи «Всесторонне усилить защиту прав интеллектуальной собственности, стимулировать инновации и способствовать построению новой модели развития»: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2021-01/31/c_1127044345.htm