Эксперт, помощник, арт-дилер
Современная мировая практика свидетельствует о том, что за рубежом при организации выставок музеи в 90% случаев ведут переговоры не с самими художниками, а с их галеристами, имеющими, как правило, два образования: юридическое и художественное (искусствоведческое).
В нашей стране творческое партнерство авторов и демонстрационных площадок строится зачастую по традиционной, а вернее говоря – архаичной системе. И это, безусловно, порождает множество проблем.
Новый механизм в мире вечного искусства
В современном мире галерист, будь то владелец художественной галереи или дилер-профессионал, который выполняет заказы состоятельных клиентов по приобретению и продаже произведений искусства на престижных аукционах мира, – едва ли не ключевая фигура в художественной индустрии. С одной стороны, это эксперт, отлично разбирающийся в искусстве, а с другой – делец, умеющий зарабатывать на арт-объектах. По этой причине его часто называют галерейным менеджером.
– Контракт галериста с художником фиксирует очень многие детали: как происходит представление автора, его произведений и т.д., что в конечном счете избавляет музей от лишних вопросов и проблем, – отметила Сурия Садекова, куратор Пушкинского музея, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина, в ходе круглого стола «Музей и международное авторское право. Как работать с фондами художников и их наследием»*, состоявшегося в рамках XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020».
Сегодня галерист обладает исчерпывающей информацией о стилях и авторах, знает, как отличить шедевр от подделки, с легкостью устроит и разрекламирует выставку любого уровня и даже возьмет на себя организацию аукционов с произведениями искусства.
Естественно, что и художественными галереями всегда управляли люди, наделенные специфическим чутьем, даже, если хотите, даром предвидения, а также деловой хваткой. Говорят, еще 20 лет назад можно было выжить, имея только острый глаз. Однако сегодня этого уже недостаточно: галеристы и арт-дилеры, которых позиционируют главным механизмом в мире искусства, должны быть профи и думать в первую очередь о глобальных перспективах сотрудничества с современными художниками.
– Мы сотрудничаем только с теми, чьи работы любим, – подчеркивает Иван Вирт, сооснователь галереи Hauser & Wirth в Швейцарии, имеющей филиалы во многих городах мира. – С каждым из них нам важна долгосрочная перспектива, мы помогаем им построить карьеру, а не просто продаем работы здесь и сейчас. Помимо выставок, которые устраиваются в наших галереях, этот процесс включает и совместную работу над изданием книг, а также помощь в организации музейных выставок.
Российский художник Анатолий Осмоловский – один из ярких представителей Московского акционизма, лауреат «Премии Кандинского» за 2007 год в номинации «Художник года», в одном из своих интервью рассказывал, что западный галерист создает для своего художника более комфортные условия, он дружит с ним, а нередко по-настоящему его любит, даже преклоняется перед ним:
– Он, конечно, не ползает перед художником на коленях и не целует его ботинки, он выслушивает автора, обсуждает с ним проекты, а не пытается навязывать свое видение того, как и что автор должен делать.
За рубежом деятельность галериста связана с напряженной работой. В большой степени она ориентирована на поиск коммерчески привлекательных художников современного искусства с целью их популяризации, а также клиентов – для показа произведений молодых авторов, за чьими творческими шагами галерист ревностно наблюдает. Он тот, кто безустанно вкладывает в формирование карьеры художника энергию, время и деньги.
Относительно же своего сотрудничества в «нулевые» со столичной галереей Stella Art Gallery, где арт-директором тогда работала Тереза Мавика, ныне – глава Фонда V-A-C, и все делалось на очень высоком профессиональном уровне, Осмоловский вспоминал, что ему нравилось, как «каждая выставка в этой галерее сопровождалась каталогом, была разработана определенная стратегия лоббирования художника, расписана выставочная программа на год вперед»:
– И самая важная деталь – между мной и галереей был подписан контракт, в котором были оговорены мои обязанности и обязанности галереи. В нем указывались проценты, которые получает художник в случае продажи галереей его произведения, а также оговаривалось, сколько и в каких объемах галерея вкладывает в художника.
Этика в отношениях – поиск компромиссов
Вывод напрашивается сам собой: главное мерило профессиональной деятельности зарубежного либо российского галериста – это коммерческий успех «его» художника. И, поверьте, это – не открытие сегодняшнего дня, а многолетний опыт серьезно увлеченных искусством людей, отдающих своему делу много времени и сил. Не понимающие либо не принимающие правила игры на арт-рынке обречены по фиаско.
Но современное искусство – бизнес динамичный, игроков в нем предостаточно, и, к сожалению, не всегда правила, предложенные одними игроками, устраивают других. Что же делать? Очевидно, постараться найти компромиссы.
Припоминается, как более семи лет назад, в марте 2013 года, аналогичные проблемы взаимоотношений между галереями и художниками, вопросы правообладания, перехода художников из одной галереи в другую и прочие насущные задачи, которые определяют критерии существования самого арт-рынка, уже обсуждались в рамках круглого стола «Художник и галерея: коллеги или родственники?», который проходил в столичном Центре современного искусства «Винзавод».
Участниками тогдашней встречи стали Елена Селина (галерея XL), Дмитрий Ханкин (галерея «Триумф»), Владимир Овчаренко (до 2018 года – галерея «Риджина», ныне – галерея OVCHARENKO), Сергей Попов (галерея pop/off/art), а также художники Арсений Жиляев, Георгий Острецов, Сергей Братков и другие. Дискуссию посвятили, в частности, необходимости заключения договора, регламентирующего взаимоотношения, читайте – права и обязанности, игроков рынка.
– Я за свободу, но за этику взаимоотношений между художником и галеристом и поиск компромиссов, так как общая цель – не только развитие искусства, но и совместное выживание, – отметила Елена Селина, основатель галереи XL, добавив, что при этом молодые художники очень часто не понимают, сколько они стоят в реальности.
В свою очередь, художник Георгий Острецов подчеркнул, что, с одной стороны, галерист и художник друг без друга не могут, а с другой – очень важен контракт. С ним согласился коллега по цеху – художник Арсений Жиляев: да, галеристы помогают с созданием и продвижением работ. Но он считает, что никакого права у галерей забирать работы нет, а сумма, затраченная на производство, возвращается галерее после продажи картины.
Необходимость подписания договора и указания пункта, описывающего выход художника из галереи, декларировал Станислав Уйба, сооснователь «Галереи 21», которая поддерживает молодых художников. Более того, он добавил, что вопрос правообладания работами тоже должен быть прописан в контракте.
Основатель галереи pop/off/art Сергей Попов отметил, что договор или обязательная устная договоренность, которую соблюдают обе стороны, должны быть непременно:
– Отношения между галеристами и художниками похожи на личные отношения, которые иногда требуют брачного контракта, а иногда просто договоренностей.
Однако Владимир Овчаренко, создатель галереи OVCHARENKO, ему оппонировал, указывая, что договор – совершенно не обязательная вещь, и признался, что у него не было прецедентов, когда настаивали на заключении договора. Он также отметил, что эксклюзивный контракт с галереей – вещь ненужная и в мире такой практики вообще не существует, а художники уровня Дэмьена Херста и вовсе прекрасно существуют без галереи.
Своеобразную черту под тогдашним диспутом подвел художник Сергей Братков, философски заметивший, что «отношения галериста и художника похожи на брачные, но и эти отношения в последнее время испортились из-за плохого рынка».
Правовой «ликбез» для художников
Спустя годы, увы, приходится констатировать, что и в настоящее время в России профессия галериста еще не столь сильно востребована, как мы видим это на Западе. И все потому, что большая часть музеев и галерей в нашей стране – государственные фонды, а практика проведения аукционов пока не так широка. Такой вывод можно было сделать по итогам уже другого круглого стола – «Музей и международное авторское право. Как работать с фондами художников и их наследием», состоявшегося в рамках XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020».
Однако участники встречи констатировали при этом, что молодые художники стали более ответственными в вопросах авторского права в отношении собственных работ. Как считают эксперты, это может быть связано, в частности, с тем, что многие из них сотрудничают с галереями по договорам авторского заказа, реализуя произведения на экспозиционных площадках в процессе показа. Но здесь также есть риск возникновения проблем. Например, при создании автором аудиовизуального творения сотрудники музея или галереи не всегда знают, какая третья сторона может подключиться по ходу – скажем, субподрядчики по монтажу произведения и т.д.
– В процессе работы над Триеннале современного искусства меня порадовало, что один из ее участников сам обратился к нам с вопросом о том, какое соглашение ему нужно заключить с подрядчиком, чтобы обезопасить себя и свое творение в будущем, – говорит Анастасия Лесникова, менеджер выставочных проектов Музея современного искусства «Гараж». – Мы проконсультировали его, потому что действительно это очень важная информация.
Коллегу поддержала Анна Игнатенко, руководитель юридического отдела Музея современного искусства «Гараж», которая отметила, что сегодня российским музейным юристам очень часто приходится знакомить молодых авторов с их законными правами, предостерегая, таким образом, от совершения ошибок:
– Современные художники, на мой взгляд, должны получать грамотное юридическое сопровождение своего творчества и правовую помощь по целому спектру вопросов. Они должны уметь правильно оформлять документы на произведения и реализовывать свои законные права: например, продавать работы, гарантируя покупателю, что потом к нему, когда он станет использовать приобретенное творение, не придут третьи лица и не скажут, что он либо незаконно это делает, либо вообще не имеет прав на владение произведением.
Поэтому, как подчеркнула Анна Игнатенко, еще в течение некоторого времени правовое просвещение молодых художников останется существенным аспектом работы профильных юристов. Надолго ли? По крайней мере пока наши галеристы не перейдут в «высшую лигу» полноправных агентов (представителей) авторов современного искусства. Собственно, как того уже давно требуют мировые стандарты и общепринятые на арт-рынке представления о целях и задачах нынешних галерейных менеджеров. Ведь, как говорил Лео Кастелли, известный коллекционер и галерист, менеджер поп-арта, бывший на протяжении 40 лет самой влиятельной фигурой на рынке современного искусства:
– Каждый может открыть художника, но сделать из него то, что он есть, придать ему значение – вот истинное открытие.
* В ТЕМУ:
• «Онлайн-форум объяснил музеям, как им жить дальше»;
• «Авторское право – это когда закон ставит на первое место личность и творца»;
• «Доверяйте издателю и находите компромиссы»;
• «Между подлинником и экземпляром».