Изобретатель с патентом № 1
Мировая история хранит тысячи и ежегодно дополняется сотнями уникальных открытий. Многие из них в свое время кардинально изменили привычный уклад жизни и занимают особое место в хронологии изобретений человечества.
Сегодня, в год 600-летия выдачи итальянцу Филиппо Брунеллески первого в мире патента, мы начинаем серию публикаций, посвященных гениальным творцам, чьи имена незаслуженно затерялись на просторах Времени.
Не ювелир и не нотариус
Первый правообладатель патента Филиппо Брунеллески вошел в мировую историю дважды. Прежде всего как один из создателей научной теории перспективы – перспективной конструкции с единой точкой схода линий.
…Филиппо родился в 1377 году в семье известного флорентийского нотариуса Брунеллески ди Липпо Лапи и Джулианы Спини, которая происходила из знатного рода. Отец готовил сына в качестве своего приемника и уделял большое значение его образованию. Младший Брунеллески в совершенстве владел латинским языком, превосходно знал Священное писание, арифметику и геометрию. Своими познаниями в точных науках он удивлял даже прославленного астронома, географа и математика Паоло Тосканелли, чей технический кружок посещал сам Леонардо да Винчи и чьи труды оказали сильное влияние на Христофора Колумба.
Разносторонне одаренный человек, Брунеллески пробовал свои силы в разных областях творчества и в конечном итоге сообщил отцу, что избирает профессию ювелира. Он даже открыл свою мастерскую и быстро снискал славу хорошего мастера. Затем его привлекла скульптура. Большую известность ему принесли работы из дерева и бронзы. Среди них статуя Марии Магдалины в церкви Санто-Спирито, деревянное Распятие в церкви Санта-Мария-Новелла и бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», выполненный в рамках конкурса на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни.
Разменяв пятый десяток, Брунеллески занялся архитектурой. Его новаторский взгляд проявился главным образом в авторском способе передачи глубины пространства и наружного объема. Основываясь на работах античных мыслителей и теориях о геометрических пропорциях эпохи раннего Возрождения, Филиппо вывел собственные законы симметрии и пропорциональности. Свой авторский стиль он строил на том, чтобы основные визуальные планы раскрывались из одной конкретной точки. В этих творческих поисках была открыта (или вновь открыта) прямая перспектива.
Купол под свод небес
С помощью своих революционных формул Брунеллески скрупулезно вычерчивал объемные изображения, сегодня сказали бы 3D-модели, будущих сооружений с учетом всех конструктивных элементов. Что важно – задолго до начала строительных работ.
Талант итальянского архитектора особенно ярко проявился, когда его пригласили возвести купол над собором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Исходя из пожеланий Католической церкви, этот храмовый комплекс создавался таким образом, чтобы вместить все население города – ни много ни мало почти 30 тысяч человек. Поэтому часть зданий имела поистине огромные пространства, которые строители с немалым трудом накрывали огромными по размерам крышами.
А вот перед расчетами центрального купола «штатные» архитекторы спасовали: диаметр главного храма в верхней окружности превышал 40 метров! В средневековой Европе возводить такие огромные конструкции просто не умели.
Брунеллески не просто стал первопроходцем: он придумал восьмигранный стрельчатый свод высотой 90 метров! Несмотря на гигантские размеры, в целом чертежи смотрелись просто, гармонично и величественно. Именно этого, собственно, и желал высокий заказчик, задумывая создание главного храма Флоренции. Проект одобрили, и стройка века началась.
Чтобы обеспечить устойчивость и надежность будущей высотной постройки, Филиппо разработал и успешно применил ряд оригинальных приемов. Например, изгиб угла всех ребер купола строго соответствовал 60 градусам (такая дуга обладает наибольшей прочностью), а уровень наклона балок выставлялся по специальным деревянным лекалам. Они передвигались вверх по мере появления новых рядов кладки, которая осуществлялась не горизонтально, а с небольшим уклоном каждого кирпича внутрь. Такая круговая «лесенка», общий вес которой в итоге превысил 9 тонн, значительно ослабила нагрузку на основание стен, так как центр тяжести свода оказался внутри купола. Чтобы равновесие на нарушалось, возведение каждого сектора синхронно выполняли восемь групп каменщиков.
Главная инженерная хитрость здесь заключалась в том, что купол состоял из двух оболочек: невидимая (внутренняя) из вплетенной в кладку арматуры играла роль мощного каркаса, а видимая (внешняя) строилась из легких материалов и выполняла защитно-декоративную функцию.
Опуская другие строительные хитрости Филиппо Брунеллески, скажем, что он блестяще реализовал свою задумку. Вот что написал итальянский живописец, автор знаменитых «Жизнеописаний» и основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари, когда впервые увидел купол собора Санта-Мария во Флоренции: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями».
Инженер по воле обстоятельств
Брунеллески тщательно, до мельчайших деталей продумывал все действия строителей, лично разработал систему водостоков, лестниц, внутренних помещений и проходов.
Ежедневно на подвесные леса приходилось поднимать до 6 тонн различных строительных материалов. Филиппо придумал шестеренчатые механизмы, значительно облегчившие и ускорившие подъем грузов на огромную высоту. Причем за один раз можно было отгрузить вес почти в тонну!
Скорее всего именно эти конструкторские наработки легли в основу еще одного изобретения гениального архитектора, которое вписало его славное имя уже в другую главу мировой истории.
…Уставший от постоянных задержек при разгрузке строительных материалов, Брунеллески придумал особый деревянный подъемник, который легко устанавливался на корабле и мог поворачиваться по всей горизонтальной оси. Этот корабельный поворотный кран в разы ускорил проведение такелажных работ.
Оценив гениальность своего открытия на деле, Филиппо поспешил закрепить за собой в городской управе Флоренции привилегию на использование этого изобретения. В 1421 году городская управа Флоренции официально подтвердила его авторство на уникальную конструкцию подъемного судового механизма. Помимо этого архитектор получил исключительное право перевозить грузы на плавсредствах, которые были им сконструированы, по реке Арно. Более того, в течение трех последующих лет никто не мог строить подобные подъемники.
По прошествии этого времени «кран Брунеллески» получил такую известность, что лицензию на использование этого изобретения приобрел даже Ганзейский торговый союз, объединявший больше 160 городов Северо-Западной Европы.
Поистине, инженерно-конструкторская мысль Филиппо Брунеллески не знала границ. Каждое его творение вызывало удивление и восторг современников. Выдающийся мастер, он блестяще писал стихи, сочинял пьесы, режиссировал уличные спектакли, придумывал часовые механизмы и музыкальные инструменты, занимался оптикой, кораблестроением, ирригационными работами, возводил военные фортификации и, как истинный архитектор-урбанист, мечтал построить город идеальных пропорций.
К огромному сожалению, не все свои проекты ему удалось воплотить на практике. Гениальный новатор и родоначальник архитектуры нового времени умер весной 1446 года в возрасте 69 лет. Эпитафию лично составил канцлер Флорентийской республики Карло Марсуппини. В надписи благодарное отечество прославляло «зодчего Филиппо за удивительный купол и многие сооружения, изобретенные его божественным гением».
И в веках имя Филиппо Брунеллески открывает летопись патентного права, являясь символической точкой отсчета истории современного института интеллектуальной собственности.
При подготовке материалы использованы текстовые и иллюстративные материалы следующих ресурсов:
www.psciences.net
www.italy4.me
www.brunelleschi.ru
www.sv-scena.ru
www.prostalogika.com