Игорь М. Намаконов: «В 2021 году российскую экономику надо вакцинировать креативностью»
О том, как чувствовали себя в 2020 году креативные индустрии и сможет ли их развитие оживить российскую экономику, размышляет исполнительный директор Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, куратор проекта Most Creative Russians Игорь М. Намаконов*.
Четвертая попытка
Креативные индустрии (КИ) прочно обосновались в новостной повестке 2020 года. Но произошло это не мгновенно. По замечанию Сергея Капкова на встрече Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям в сентябре 2019-го, сейчас происходит «примерно четвертая попытка сообщества вывести в публичное поле в России креативные индустрии». Предыдущие попытки упирались в значимые политические и экономические кризисы, например, в санкции из-за Крыма, мировой экономический кризис.
В 2020 году к креативным индустриям было особое отношение. Есть разные предположения почему, но два аспекта видятся мне принципиальными.
Во-первых, сложилась критическая масса заметной активности снизу. Растет число креативных предпринимателей. Сформированы рынки: реклама, кино, IT. В некоторых категориях, таких как мода и архитектура, годами не решаются важные инфраструктурные вопросы, которые стали мешать уже значительному числу деятелей. Заметно растет спрос на творческие профессии и продукты специализированных школ и университетов. При этом сферы креативных индустрий ничем не объединены. Каждый сам за себя. Назрела потребность во взаимодействии и инфраструктурных преобразованиях.
Ни в одной стране мира это не происходило без участия государства.
Второй важный аспект. Развился естественный тренд во время пандемии – выход напряжения через творчество. Люди на самоизоляции столкнулись с новыми вызовами и пока не осознаваемыми цивилизационными изменениями. Многим пришлось пересмотреть свою рутину, перезапускать или переосмыслять бизнес-процессы, искать новые форматы профессионального развития. Креативные индустрии первыми приходят на ум в такой ситуации, поскольку наиболее гибки в кризисы. Именно с них началось постиндустриальное развитие и экономический рост в Великобритании в начале 90-х годов прошлого века. И вот уже в 2020 году министр культуры Германии Моника Грюттерс, комментируя выделение 50 млрд евро на поддержку креативных индустрий страны, так и говорит: «Творчество не только незаменимо, но и жизненно необходимо, особенно сейчас».
От частных случаев к охвату всей страны
Конечно, государство понимает, что за этим творчеством стоят еще и большие цифры: 509 млрд долларов – глобальный рынок креативных товаров, 3% – вклад креативных индустрий в глобальный ВВП, 29,5 млн занятых по всему миру. В Германии креативные индустрии в 2018 году заняли третье место по валовой добавленной стоимости после автомобиле- и машиностроения. В Великобритании показатель роста креативного сектора почти в 2 раза выше показателя средних темпов роста национальной экономики.
Естественный вопрос: что может быть, если формированию креативных индустрий придать положительное ускорение в виде государственной поддержки, нацеленной на развитие кросс-индустриальных продуктов, развития инфраструктуры, пересмотра налоговых режимов, формирования привлекательности КИ для инвестиций?
Например, может появиться программа развития локального рынка моды. Как это случилось в 2020 году в Ульяновске, Иванове и Калининграде с приходом Института развития моды Beinopen. Или появится продукт международного уровня, как токарный станок нового поколения с уменьшением производственных затрат на 20% после коллаборации ГК «Калашников» и Центра дизайна Удмуртской Республики.
К сожалению, это пока частные случаи. К счастью, их становится все больше по стране.
Креативные индустрии требуют перемен
Серьезный вызов на пути формирования единого поля КИ и проведения инициатив федерального уровня – разность креативных сфер: разные темы, закрепленные за разными ведомствами (мода ‒ за Минпромторгом, кино и анимация ‒ за Минкультуры, архитектура ‒ за Минстроем, издательское дело ‒ за Минцифры и т.д.) с разным уровнем развития рынков и локальных проблем.
Российский союз промышленников и предпринимателей и, в частности, наш Комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям естественным образом и очень быстро обнаружил себя как связующее звено между игроками КИ и представителями профильных департаментов и министерств. Сегодня мы активно помогаем встречаться и находить общий язык людям, которые принимают законы, с людьми, которым дальше по этим законам строить бизнес и развивать дело.
Мы первыми вышли с инициативами поддержки КИ во время пандемии в мае 2020 года на только назначенное новое Правительство РФ. Активно участвовали в подготовке Концепции развития креативных индустрий в рамках Стратегии пространственного развития РФ для Министерства культуры. Прямо сейчас вместе с игроками рынка работаем над документом «Об архитектурной деятельности в РФ». Всем участникам КИ, независимо от сферы, предоставляем свою площадку как трибуну и пространство для качественных дискуссий, которые в дальнейшем готовы продюсировать и поддерживать логистически.
Кроме того, мы запускаем собственные инфраструктурные проекты, первым из которых стало исследование 100 Most Creative Russians (100 креативных лидеров России). Итоги нашей работы представлены на сайте www.100mcr.com. В начале 2021 года мы опубликуем уже первую региональную сотню – татарстанскую. Лидеры КИ позволяют идентифицировать рынок и формируют доверие, без которого невозможны переговоры на высоком уровне и новые глобальные инициативы.
2020-й для КИ России можно назвать годом переговоров, формирования договоренностей и планов. 2021 год к тому же ‒ Год креативной экономики в мире (ООН) ‒ должен стать годом действий и инфраструктурных изменений, годом вакцинирования российской экономики креативностью.
* По материалам статьи Игоря М. Намаконова «В 2021 году российскую экономику надо вакцинировать креативностью».
** Фото Павла Волкова, Фонд Росконгресс.