Борьба с контрафактом по-американски
В последние годы для многих компаний интернет-торговля стала новым источником развития бизнеса. В то же время отдельные популярные онлайн-площадки превратились в место интенсивного оборота контрафактной продукции, который наносит существенный урон добросовестным товаропроизводителям и законным правообладателям.
В США система антиконтрафактной защиты постоянно совершенствуется и предоставляет различные способы борьбы с выявляемыми нарушениями. Примечательно, что лидерами в этом направлении являются глобальные онлайн-платформы.
Как свидетельствует практика, главным условием эффективного противодействия интернет-пиратам становится процедура регистрации своих продуктов и услуг в качестве интеллектуальной собственности.
Пиратское онлайн-раздолье
Реплики известных брендов и контрафактные товары наносят значительный урон законному бизнесу. В январе 2020 года в докладе Министерства внутренней безопасности США указывалось, что объемы международной торговли контрафактной продукцией увеличились на 154%.
Онлайн-шопинг, столь удобный благодаря бесконтактным транзакциям и доставке товаров на дом, предусматривает анонимность. Этот неотъемлемый фактор невольно способствует росту правонарушений. Так, по оценке ведущих американских бизнес-ассоциаций, примерно каждый пятый продукт, продаваемый в интернете, поддельный.
Основным противодействием подделкам, реализующимся в том числе в сфере электронной коммерции, по-прежнему является последовательная и тщательно продуманная защита интеллектуальной собственности правообладателей. В Соединенных Штатах, например, существуют ускоренные процедуры экспертизы товарных знаков и патентов. Владение действующим товарным знаком, зарегистрированными авторскими правами или патентом – неотъемлемое условие при оказании помощи в борьбе с контрафакцией со стороны государственных органов или участии в программах по защите прав в интернете. Статус «интеллектуальная собственность» также может служить основанием для своевременного судебного иска или обеспечения более благоприятных правовых преимуществ перед недобросовестными конкурентами.
Корпоративная цифровая защита
Одним из первых среди глобальных платформ объявил тотальную войну интернет-пиратам Amazon, публично подтвердив политику «чистоты» продаваемых товаров и внедрив собственный Реестр брендов. На этом ресурсе правообладатели могут зарегистрировать свою интеллектуальную собственность и в случае нарушения своих прав, используя онлайн-форму, оперативно связаться с администраторами сайта.
Участие в Реестре брендов позволяет правообладателям воспользоваться преимуществами и других программ защиты интеллектуальной собственности Amazon. Например, программа Amazon Zero, основанная на технологиях искусственного интеллекта, предоставляет возможность автоматически идентифицировать оригинальную и неоригинальную продукцию, предотвращая размещение на площадке подделок.
Для быстрого и эффективного разрешения споров в отношении патентов Amazon предлагает пользователям так называемую Программу нейтральной оценки. С ее помощью необходимая экспертиза может быть выполнена менее чем за три месяца. В случае необходимости по итогам проверки предлагается четкий механизм наложения судебного запрета.
Большинство современных маркетплейсов имеют механизмы для удаления контрафактных товаров и предоставляют контакты для отчетов в соответствии с Законом об авторском праве цифрового тысячелетия (Digital Millenium Copyright Act, DMCA). В числе первых онлайн-инструмент отчетности в свою деятельность внедрила известная американская компания eBay, предоставляющая услуги в области интернет-аукционов и интернет-магазинов. Ее программа верификации правообладателей VeRO (The Verified Rights Owner – проверенный правообладатель. – Прим. авт.) сама обнаруживает поддельные товары и, как правило, удаляет незаконную информацию в течение 24–48 часов.
Подобные процедуры отчетности также активно применяют онлайн-продавцы статусом пониже: DHgate, OfferUp, Alibaba и Etsy. А некоторые торговые площадки уже даже используют автоматическую подачу встречного уведомления неблагонадежным пользователям.
Тактика «черной шляпы» и киберсквоттинг
Эффективным способом блокирования пиратских действий и распространения контрафакта является стратегия Follow the money (следовать за деньгами, отследить деньги, по следу денег. – Прим. авт.), когда правообладатели взаимодействуют с платежными системами, которые используют для продажи своих товаров. В этом отношении одним из наиболее прогрессивных партнеров эксперты называют крупнейшую дебетовую электронную сеть PayPal. Она хорошо известна по всему миру и имеет установленную процедуру сообщения о нарушениях. Более того, в случае подтверждения незаконных операций PayPal отключит нарушителя от возможности совершать платежные транзакции в дальнейшем.
Процедуры отчетности о нарушениях сегодня активно применяют и другие платежные системы. Например, Visa, American Express и Square.
В дополнение к указанным способам борьбы с контрафактом в США применяется процедура разрешения споров, связанных с доменными именами. Она известна как Единая политика разрешения доменных споров (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy. – Прим. авт.). Этот механизм применяется в случаях, когда не в меру предприимчивый «продавец» использует чужой товарный знак в своем доменном имени без разрешения и, более того, отказывается освобождать его по требованию правообладателя. В случае киберсквоттинга жалоба подается в адрес нейтрального стороннего форума, который рассматривает споры о доменных именах. Обычно решение по UDRP принимается в течение 60–90 дней.
По мере того как платформы онлайн-торговли продолжат адаптироваться к действиям интернет-пиратов, безусловно, будут развиваться и новые защитные инструменты – корпоративные, национальные и международные. В то же время, как отмечают эксперты, текущие тенденции свидетельствуют о том, что основополагающая роль в борьбе со злоупотреблениями на цифровом рынке остается за институтом интеллектуальной собственности.
Источник: Статья «Практическое руководство по ресурсам борьбы с контрафактной продукцией в США»