Без интеллектуальных прав нет креативного бизнеса
Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)» прошел нулевое чтение в Общественной палате РФ.
Подготовленный Минкультуры России документ дает четкое определение креативному предпринимательству с тем, чтобы в дальнейшем именно этот вид бизнеса стал адресатом системной поддержки со стороны государства и пользовался широким спектром льгот и преференций, в том числе налоговых. Так, к категории креативного предпринимательства предложено относить компании, значительная доля затрат которых направлена на создание результатов творческой деятельности, а также те предприятия, в выручке которых поступления от распоряжения правами на результаты творчества являются существенными.
Именно такой тип бизнеса является ядром креативных индустрий и креативной экономики в целом. В дальнейшем государство планирует активно развивать креативные кластеры, школы креативных индустрий, а также стимулировать создание венчурных фондов. К слову, соответствующие шаги содержатся в государственной инициативе социально-экономического развития «Придумано в России».
Предложенный Минкультуры подход позволит уйти от застарелой проблемы применения общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) при получении государственной поддержки. Ведь часто компании, осуществляющие творческую деятельность, не подпадают под формальные критерии из-за неправильно выбранного или попросту отсутствующего для их профиля кода – такую ситуацию критиковали столь часто, что в конце концов это привело к поручению главы кабмина о проработке реформы системы классификации.
Необходимо отметить, что максимально очевидно эта проблема проявилась в период пандемии, когда концертная и зрелищная индустрии, музейный и галерейный бизнесы и прочие подобные отрасли фактически оказались на грани выживания. В этой связи критерии, предлагаемые законопроектом, позволят сформировать реестр креативных предприятий, которые, в свою очередь, смогут пользоваться льготами и привилегиями и не погибнуть в случае форс-мажорных обстоятельств.
По мнению председателя правления Федерации креативных индустрий, декана экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александра Аузана, креативные индустрии не нужно регулировать, а единственная задача закона – устранить барьеры и предоставить доступ к частным и государственным финансам.
– Чтобы креативная экономика развивалась, регулирование нужно минимизировать. Но, не обозначив основные сущности, невозможно сформировать полноценную систему поддержки, институциональные условия. В документе есть баланс между небольшим количеством норм и возможностью адресной поддержки субъектов креативной экономики, – подчеркивает Александр Александрович.
Президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев отмечает, что сегодня в поле креативных индустрий работают множество организаций. Это и образовательные институции, и цифровые платформы, и некоммерческие организации. Однако куда менее различимы и весомы сами креативные предприниматели. Сегодняшние разговоры о креативных индустриях во многом воспроизводят дискуссии об инновациях 10‒15-летней давности, и было бы крайне печально, если бы они привели к тому же результату.
– Предпринимателей нужно освобождать от избыточной налоговой нагрузки. Иначе получится ситуация, как с инновациями, которую один из международных экспертов охарактеризовал: «Вы хотите молока без коровы». Есть фонды, некоммерческие организации и институты развития, а вот самих предпринимателей нет. А инновации в экономике формируют именно предприниматели. Риски оказаться в такой же ситуации и провалить развитие креативных индустрий слишком велики. Мы будем создавать инфраструктуру, фонды, агентства, но без тех, кто будет строить креативный бизнес, ничего не получится. Без налоговых льгот, специальных каникул, особых режимов доступа к венчурным и возвратным деньгам новых компаний не взрастить, – подчеркнул глава ФИС.
Сергей Матвеев также отметил, что кросс-индустриальный характер креативного бизнеса и устранение основных барьеров развития лежит не в сфере законодательства о культуре:
– Компании, которые являются ядром креативной экономики, соприкасаются со всеми областями законодательства – буквально лежат под катком налогового, градостроительного и земельного кодексов, а также законодательства о госзакупках. И это мы не коснулись еще законодательства об информации, рекламе и правах потребителей. В каком бы законе мы ни пытались определить креативные кластеры, мы все равно упремся в то, что это земельно-имущественные комплексы, и без соответствующих поправок в отраслевые законы барьеры развития устранить невозможно. Все креативные индустрии радикально сдавлены законодательством.
В этом смысле, по словам президента ФИС, интеллектуальная собственность оказывается идеальным общим знаменателем, чтобы выделить самое важное и ценное сообщество – креативных предпринимателей, и в дальнейшем грамотно определить их преференции и условия работы, но уже «на территории других законов и кодексов».
– Не бывает креативного предпринимательства без интеллектуальных прав, без инвестиций под залог нематериальных активов, без защиты прав на творческие продукты, которые составляют основу бизнеса. Еще Ричард Флорида в своей культовой книге «Креативный класс. Люди, которые создают будущее» написал, что для креативных индустрий интеллектуальная собственность имеет то же значение, что «обычная» собственность для традиционных отраслей, – уточняет Сергей Матвеев.
Своевременность законопроекта о поддержке креативного предпринимательства оценил и генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов:
– Федерация сфокусирована на кросс-индустриальной поддержке и инициативах в креативных индустриях. Конечно, нужно понимание этого факта со стороны государства. До 2020 года поддержку и внимание получали лишь некоторые сектора за счет сильных отраслевых лидеров. Но с появлением концепции правительства (Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. – Прим. ред.) появилась возможность синхронизировать льготы и возможности для интенсивного развития остальных направлений, относящихся к креативным индустриям. Нужно фокусироваться на низко висящих плодах и успевать собирать их, постепенно формируя новый ландшафт рынка. В 2021 году на примере работы с московским Агентством креативных индустрий и другими региональными центрами развития мы уже увидели положительный отклик на креативное предпринимательство как ключевой фокус развития сектора и на интеллектуальную собственность как критерий оценки эффективности его работы. Понятно, инфраструктуру еще предстоит формировать, поскольку и культуры предпринимательства, и защиты прав еще не очень заметно в рынке, но и мы смотрим вдолгую.
По словам Игоря Намаконова, универсальный критерий отнесения компании к творческому бизнесу, увязанный с интеллектуальной собственностью, отвечает духу современной экономики, где креативная составляющая проявляется почти в любом бизнесе.
* В материале использовано фото пресс-службы IPQuorum2021.
Источник: «1474»