Авторское право – это когда закон ставит на первое место личность и творца
29 мая в рамках XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020» состоялся круглый стол «Музей и международное авторское право. Как работать с фондами художников и их наследием»*, в котором приняли участие авторитетные юристы и эксперты в области авторского права и музейной деятельности, а также издатели.
В ходе двухчасовой дискуссии они обсудили, в каких случаях музеи должны связываться с фондами и другими представителями художников, какие возможности и ограничения предполагает авторское право, как ведется работа по вопросам авторского права с современными художниками и какие функции будут нести фонды художников по истечении срока авторского права.
В нынешнем году из-за пандемии коронавируса «Интермузей-2020» впервые прошел в цифровом формате. По этой причине деловую программу фестиваля организовали в режиме онлайн-мероприятий – круглых столов, профессиональных тематических сессий, дискуссий и лекций.
Так что все многочисленные желающие смогли присоединиться к встрече в качестве зрителей: увидели ее трансляцию в прямом эфире на YouTube или же, предварительно зарегистрировавшись на вебинар, приняли в нем участие на платформе Zoom и даже задали интересующие их вопросы в чате.
Модератором дискуссии выступила Ксения Велиховская, заведующая редакционно-издательским отделом Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина.
Случаи бывают разные
Как отметила Ксения Велиховская в преамбуле круглого стола, всегда в обсуждении вопросов авторского права заинтересованы как минимум три стороны – во-первых, это музеи и частные коллекционеры, которым принадлежат те или иные произведения искусства, затем авторы, их наследники и фонды, а также издательства, которые сотрудничают с музеями, авторами и их наследниками, работают с произведениями искусства, в частности издают книги по искусству. На нашем онлайн-мероприятии все три стороны были представлены.
Обсуждение заявленной тематики началось с вопроса, в каких случаях институции вообще должны связываться с фондами и другими представителями художников?
Общеизвестно, что одна из основных функций, в частности, художественных музеев – это хранение. Однако немаловажную роль, безусловно, играет их взаимодействие с художниками, их наследниками и фондами. Поэтому музеи регулярно сталкиваются с тем, что им необходимо очистить авторские права – разыскать всех владельцев произведения, найти общие контактные точки, подписать обоюдные договоры.
Еще есть музейные предметы, обладающие отдельным статусом и поступившие в коллекцию, например, при закупке у художников либо коллекционеров, которые пожелали пополнить культурное наследие страны с помощью предметов современного искусства. В этих случаях музеи в рамках своей деятельности, в том числе издательской и выставочной, должны заключать лицензионные договоры либо покупать предметы уже с правами, решая все вопросы в процессе переговоров.
Напомним, что музейный предмет – это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Именно такое определение дает Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54–ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
– Согласно действующему законодательству свободное использование произведений искусства допускается в культурных, информационных, научных целях, некоторых других случаях, не будем забывать также о личных целях, – рассказывает ведущий юрисконсульт юридического отдела ГМИИ имени А. С. Пушкина Екатерина Рагозина. – Однако я хочу обратить внимание и на музейные предметы. Они тоже обладают определенным статусом в силу ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Основ законодательства Российской Федерации о культуре».
В первую очередь Пушкинский музей обращается к авторам, их наследникам и фондам при организации выставочной деятельности. Далее – при пополнении коллекции: потому что когда пополняется коллекция, то в любом случае юридический отдел затем вынужден решать вопросы по очистке прав уже в рамках текущей деятельности музея. То есть, например, когда нужно издать каталог либо музей запускает мультимедиа-проект, в котором используются предметы современного искусства. Соответственно, для решения вопросов юристы музея связываются с авторами либо с их наследниками, или с фондами. Дальше уже готовятся и заключаются договоры.
– Именно в рамках работы нашего юридического отдела мы чаще всего заключаем лицензионные договоры на какой-то конкретный случай либо на достаточно длительное время, – рассказывает ведущий юрисконсульт Пушкинского музея. – Конечно, во время переговоров мы решаем те вопросы, которые в первую очередь нам необходимы. В частности, стараемся договориться о том, чтобы мы могли использовать в рамках нашей деятельности изображение того или иного произведения искусства.
Необходимо подчеркнуть, что в своей выставочной деятельности музеи постоянно сталкиваются с такими вопросами. Однако кроме организации и проведения выставок большое место в работе музея занимает, безусловно, издательская деятельность, потому что музей представляет свою коллекцию в том числе и в рамках печатных изданий. Соответственно, юристы решают вопросы при помощи лицензионных договоров.
– Например, при покупке у современных авторов произведений искусства мы сразу просим их предоставить нам определенный объем прав, – говорит Екатерина Рагозина. – И обычно авторы идут нам навстречу, в итоге мы получаем большой объем исключительных прав на использование произведений искусства в рамках лицензионных договоров. Есть также практика заключения договоров пожертвования, если автор жертвует произведение искусства и авторство. Просим в договоре указать отчуждение исключительного права: то есть мы получаем достаточно широкий объем прав, но при этом, безусловно, соблюдаем личные неимущественные права автора – право на имя и все остальное.
По словам Екатерины Рагозиной, основная причина обращения к авторам, их наследникам или в фонды чаще всего коммерческая деятельность музеев, которая направлена на получение прибыли, потому что довольно много направлений деятельности музея бесплатны для общественности.
Основные базисы авторского права
– В настоящее время появилось огромное количество способов демонстрации произведений, помимо давно известного музейного или выставочного экспонирования, – отмечает Федор Никонов, адвокат, эксперт в области авторского и смежных прав, арбитражного и гражданского процессов, юридического сопровождения сделок по приобретению предметов искусства. – Создано очень много технических средств, которые особенно в условиях пандемии коронавируса позволяют, не выходя из дома, совершать виртуальные экскурсии по музеям. Конечно, все это требует переосмысления, в том числе и в плане правового обеспечения всей этой деятельности.
По мнению специалиста, если вопрос стоит именно так: в каких случаях музеи должны связываться с фондами и другими представителями авторов? – то, на его взгляд, лучше это делать как можно чаще. Например, если возникают какие-то проблемы в связи с наличием тех или иных прав на публичный показ и т.д., потому что современные произведения искусства очень часто находятся на стыке живописи, мультимедиа.
И здесь лучше всего подстраховаться и заключить с современными художниками лицензионный договор или договор авторского заказа, если произведение создается по просьбе музея специально для конкретной выставки. Если же оригинал произведения приобретается музеем в собственность, то здесь лучше заключить смешанный договор: то есть договор приобретения произведения искусства с условиями об отчуждении исключительного права или с условиями лицензионного договора об использовании произведения в каких-то пределах: например, воспроизведение, распространение и доведение до всеобщего сведения через интернет и т.д. на определенный срок или на определенной территории.
– Поэтому, конечно, лучше всегда связаться с авторами, их наследниками и фондами, если возникает какая-то проблемная ситуация, – говорит эксперт. – Опять же я не думаю, что, например, современные художники, которые хотят, чтобы их произведения были известны широкому кругу лиц, и действительно думают о том, как популяризовывать свое творчество, будут против предоставления тех или иных разумных прав музею, в том числе на использование его произведений в каких-то изданиях, мультимедийных проектах. Конечно, лучше всего это обговаривать заранее.
Но здесь, по мнению адвоката, нужен сложный механизм правовой экспертизы: что конкретно требуется музею и что, в свою очередь, готов предоставить автор, в каких пределах, на какой территории и на какой срок. Все это должно быть четко регламентировано и ни в коем случае этот процесс нельзя пускать на самотек, как это в основном ранее делалось в России.
– Действительно, люди еще не привыкли к тому, что авторские права имеют какой-то существенный вес, – говорит Федор Никонов. – К сожалению, в истории нашей страны 70-летний фактически перерыв в нормальном развитии авторского права привел к некоторому отрицанию или минимизации значения авторского права.
– На мой взгляд, такие вопросы, как, что такое авторское право, и вообще, как соблюдаются авторские права, – это довольно интересная и сложная история, – отмечает директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес. – Соглашусь с тем, что действительно мы столкнулись с постсоветским наследием, когда не всегда надлежащим образом признавались и соблюдались права автора именно как физического лица, как личности. На чем, собственно, базируется, например, французская и немецкая философия – на отношении к автору как к творцу – человеку, который создает. В этом и заключается особенность, характерная именно для авторского права, – это когда закон поворачивается к человеку и ставит на первое место личность, творца.
Что касается непосредственно авторского права, то в юриспруденции есть такое понятие, как дуализм права, характерный для отечественного авторского права. С одной стороны, мы можем говорить о так называемых исключительных имущественных правах – то есть это те авторские права, которые материализуются и как раз становятся предметом договоренности. Собственно говоря, в этом и заключаются имущественные авторские права: это право на воспроизведение, то есть создание копии, право на распространение – это в том числе создание копии в результате издательской деятельности. Ну и вторая категория прав – неимущественные авторские права: это все, что связано с охраной имени автора, непосредственно произведения, то есть охрана его от переработки, искажения и т.д.
– Это основные базисы, на которых, собственно говоря, зиждется авторское право, – подчеркивает глава УПРАВИС. – Вокруг него происходят правоотношения между всеми субъектами, заинтересованными лицами, вовлеченными в этот процесс. То есть с одной стороны – музеи как пользователи, с другой – авторы, носители права, в том числе изначально принадлежащего им имущественного авторского права.
* В ТЕМУ:
• «Онлайн-форум объяснил музеям, как им жить дальше»;
• «Доверяйте издателю и находите компромиссы»;
• «Эксперт, помощник, арт-дилер»;
• «Между подлинником и экземпляром».