Стартовало обучение в «Креатусе»
В первый поток обучающихся в Школе интеллектуального права «Креатус» вошли 100 представителей молодого столичного креативного бизнеса. Среди них – архитекторы и музыканты, дизайнеры и книгоиздатели, а также работники модной индустрии, кино, анимации, медиа и рекламы, создатели компьютерных игр. Словом, те, кто развивает Москву, делает ее красивее, интереснее и удобнее, кто создает новые креативные продукты.
«Сферический конь в вакууме»
Для того чтобы обучить представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых грамотно распоряжаться исключительными правами и даже зарабатывать на этом, Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP запустили совместный проект – первую в России Школу интеллектуального права «Креатус».
В статье «Креатус» расширит знания в сфере интеллектуальной собственности» интернет-издание «1474» уже подробно рассказало об этом образовательном проекте, который позволит столичным предпринимателям бесплатно постичь современные методы управления интеллектуальными правами на творческую продукцию.
Программа стартовала 23 апреля. Предполагается, что по итогам обучения слушатели получат как общее представление об интеллектуальной собственности и принципах ее оборота в цифровой среде, так и знания о нюансах управления интеллектуальными правами в каждой конкретной индустрии.
Занятия в «Креатусе» начались в Центре современного искусства (ЦСИ) «Винзавод» с лекции президента Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергея Матвеева, который рассказал, почему интеллектуальное право – как «сферический конь в вакууме»: все знают о его существовании, но не понимают, что же с ним делать. Спикер также отметил, что современная система интеллектуальной собственности может удовлетворить все запросы присутствующих в импровизированной аудитории – и творческие, и предпринимательские.
На примере простой табуретки глава ФИС объяснил, как в одном материальном объекте может быть использовано огромное количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД), почему управление интеллектуальными правами – залог успешного бизнеса и почему нарушать их – дорого и невыгодно, а игнорировать – крайне рискованно.
Практика показывает, что отечественные предприниматели часто терпят издержки, не умея самостоятельно управлять правами, – это самая распространенная болезнь молодого российского креативного предпринимательства, не «вылечив» которую, как считает Сергей Матвеев, невозможно добиться успеха в бизнесе. По его словам, программа «Креатуса» как раз и предлагает лекарство – знания и навыки, позволяющие легко и ловко управлять РИД, выгодно их использовать, получая прибыль.
– Мы дозрели до креативной экономики, которая появилась благодаря праву интеллектуальной собственности и, собственно, существует благодаря ему. История развития креативного бизнеса не знает других примеров, – резюмировал президент ФИС.
В следующей лекции директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская рассказала о том, как обстоят дела с регулированием креативных индустрий в России.
Спектр отношений, в которые вовлечен креативный бизнес, намного шире, чем можно представить себе при первом приближении, и там работает огромное количество правовых норм, – отметила эксперт.
Особенно важно это для креативного предпринимательства, которое построено на использовании результатов творчества. Само понятие «творчество» относится одновременно к философии, культурологии и социологии. Оно настолько многогранное, что его просто нереально уместить в тесные рамки юридических норм. Изначально цели творчества и бизнеса различаются: задача творчества – создать нечто новое, бизнеса – извлечь прибыль, порой даже не важно из чего, а задача успешного креативного предпринимателя – выгодно их «поженить».
Образование в сфере IP определит личную стратегию
По мнению лидеров креативных отраслей, «Креатус» – это одна из первых в России образовательных программ, которая даст системные знания о тонкостях интеллектуального права во всех сферах креативного предпринимательства и поможет в решении массы практических вопросов:
• распознавать охраняемые, неохраняемые и разрешенные к использованию объекты;
• строить стратегию управления интеллектуальными правами и предотвратить риски;
• читать и составлять договоры, связанные с РИД, грамотно работать с правами при взаимодействии с заказчиком, инвестором, с партнерами по коммерческой концессии;
• освоить инструменты оборота интеллектуальных прав в цифровой среде и пользоваться инструментами экосистемы IPChain
Руководитель Креативной лаборатории «Территория дизайна», член экспертного совета ЦСИ «Винзавод» Майя Свистухина не сомневается в том, что возможность обучения основам права и экономики – насущная потребность профессионального сообщества в сфере творческих индустрий:
– С 2021 года на «Винзаводе» существует Центр услуг для креативного бизнеса. Это консультационный центр, где творческие предприниматели могут узнать о релевантных мерах поддержки, а также получить консультацию по организации и ведению бизнеса в режиме службы «одного окна». В том числе благодаря этому проекту мы выявили огромную потребность в знаниях об интеллектуальной собственности, основе любой креативной деятельности.
Эксперт убеждена, что «Креатус» позволит монетизировать интеллектуальную собственность и, как следствие, стимулирует развитие столичного креативного сектора.
Креативные индустрии могут стать локомотивом, который позволит российскому бизнесу избежать стагнации, считает председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева:
– Креативные индустрии, частью которых является анимация, бурно развиваются во всем мире, увеличивая свою долю в ВВП многих стран. И Россия здесь не исключение. В частности, если говорить про анимацию, то это одна из самых активно растущих отраслей креативной сферы. Только за последние десять лет суммарный объем производства всех отечественных анимационных студий увеличился втрое! Безусловно, в ближайшие годы развитие анимации и других креативных индустрий будет требовать все больше квалифицированных кадров, а также создания необходимой инфраструктуры. При этом в сфере образования необходимо совершенствовать не только профильные профессиональные направления, но и сделать дополнительный упор на обучение в сфере интеллектуального права. Креативные индустрии создают множество сложных продуктов на стыке различных отраслей, поэтому в ближайшие годы потребуется создание новых механизмов регулирования, а также наработка практики в этой области. В связи с этим открытие школы «Креатус» – важный шаг со стороны городских властей по поддержке и развитию креативных индустрий, который мы, безусловно, приветствуем.
Управляющий партнер ZVONKO Group, исполнительный директор ZVONKO Digital Дмитрий Коннов отметил, что в последние пару месяцев знания об особенностях оборота интеллектуальных прав стали конкурентным преимуществом креативного предпринимателя:
– Нашу страну покинули иностранные стриминг-платформы, а российские авторы столкнулись с проблемами при получении роялти из-за границы. Стриминговые платформы начали сталкиваться с отзывом лицензий на контент, а лейблы – с убытками из-за невозможности доставить фонограммы на цифровые витрины. Эта ситуация требует максимально грамотных и точных решений в области управления интеллектуальной собственностью.
Дмитрий Коннов подчеркнул, что пока нельзя дать универсальный рецепт развития в новых условиях, однако качественное и ориентированное на практику образование в области интеллектуального права позволит предпринимателю определять индивидуальную стратегию, отвечающую вызовам времени:
– Российский музыкальный рынок трансформируется со скоростью Флэша, и составить мануал о том, как себя вести и адаптироваться к нему, сейчас невозможно. Тем не менее у творцов есть интеллектуальная собственность, на которой при должных знаниях и умениях можно заработать. И как раз об этом могут рассказать специалисты школы интеллектуального права.
Все возможности занять освободившиеся ниши рынка в процессе импортозамещения есть и в сфере промышленного дизайна. Отечественные специалисты, проектирующие мебель, посуду, текстиль и другие предметы повседневного пользования, давно и успешно продвигают свою продукцию. Основатель компании «Смирнов Дизайн (SmirnovDesign)» Сергей Смирнов полагает, что вместе с тем без углубленных знаний об интеллектуальной собственности успех невозможен:
– Чтобы взять заданную планку и обеспечить рост своему предприятию, нужно получить качественное образование в сфере интеллектуальных прав и творческой коммерции. Очень важно, что в «Креатусе» можно овладеть кросс-индустриальными знаниями. Все секторы рынка пересекаются и дополняют друг друга. Я это знаю по собственному опыту, ведь дизайн – как раз та самая креативная индустрия, участвующая в развитии любого бизнеса.
Напомним, первый поток курса школы интеллектуального права «Креатус» будет проходить с 23 апреля по 28 мая 2022 года в гибридном формате. Слушатели школы также смогут посмотреть все лекции и специальные материалы спикеров в личном кабинете.
Старт второго потока в «Креатусе» намечен на 18 июня.
За дополнительной информацией обращайтесь в Агентство комплексных коммуникационных решений Prophet: +7 (495) 710-70-68; ur.moc.tehporpnull@ofni || https://prophet-group.ru/
* * *
Автономная некоммерческая организация «Агентство креативных индустрий» (АКИ) создана в 2020 году Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы для поддержки и развития творческого бизнеса. Основные задачи АКИ – формирование положительного имиджа города Москвы и его позиционирование как международного творческого центра. Агентство является единым окном, осуществляющим поддержку всех столичных представителей креативного предпринимательства.
Сайт: https://moscow-creative.ru/
Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP создан в 2019 году. Учредителями выступили Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности и международный сервис для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности n’RIS.
Миссия Digital IP – подготовка профессионалов новой формации, востребованных в современных условиях, когда многие сферы деятельности во многом переместились в виртуальную среду, и создают ее не только IT-специалисты.
Digital IP в рамках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки предлагает всем заинтересованным лицам разных профессий узнать больше о правовом регулировании и тенденциях развития института интеллектуальной собственности и связанных с ним отраслей, о новых инструментах и сервисах учета, охраны, распоряжения, управления и защиты нематериальных активов, о регуляторных, технических и этических аспектах таких современных реалий, как искусственный интеллект, BigData, LegalTech, FinTech, об их влиянии на все сферы бизнеса и жизни общества. Площадка для обучения находится в историческом центре Москвы.
Сайт: https://dip.global/
Агентство комплексных коммуникационных решений Prophet создано в 2017 году. Работает по системе полного цикла «под ключ». Профессиональные и технологические мощности позволяют реализовывать самые амбициозные проекты от регионального до международного уровня. В числе приоритетных клиентов – российские и транснациональные компании – представители креативных индустрий и высокотехнологичных секторов экономики.
Prophet – первое в России агентство, специализирующееся на продвижении проектов в сфере интеллектуальной собственности и креативных индустрий. Почти за пять лет работы агентством было реализовано более 400 проектов, в том числе федерального и международного уровня.
Сайт: https://prophet-group.ru/
* Фото предоставлены пресс-службой Школы интеллектуального права «Креатус».