Россия – мировой трендсеттер современных шрифтов
Несколько недель назад американская компания Monotype, владеющая правами на такие популярные шрифты, как Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, Helvetica, закрыла для российских пользователей доступ к своей библиотеке. Насколько критично такое решение для отечественного рынка? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с развитием шрифтовой индустрии у нас в стране, – в эксклюзивном интервью президента Союза Дизайнеров России Виталия Ставицкого для интернет-издания «1474».
– Виталий Викторович, насколько сложно создать оригинальный шрифт?
– Шрифтовой дизайн – трудоемкое занятие. Очень немногие специалисты в состоянии придумать и создать новый оригинальный шрифт. Дизайнер шрифтов, или, как еще называют людей этой профессии, шрифтовик, – действительно штучная специальность. Таких профессионалов всего ничего в России, да и, в общем-то, в мире их, шрифтовиков, наперечет.
Шрифтовой дизайн – важный сегмент коммуникационного дизайна. Его специфика заключается в скрупулезном проектировании характерных знаков алфавита для решения самого широкого спектра конкретных задач. С помощью шрифта и набранных им строк мы получаем уникальную информацию. И от того, насколько эстетично выглядят, скажем, полосы газетной верстки, рекламные плакаты, журнальный или книжный развороты, очень сильно зависит восприятие текста читателем, в целом – настроение последнего.
– Кто занимается в России шрифтовым дизайном на профессиональном уровне?
– Как минимум две отечественные компании специализируются на создании шрифтов. Первая – «Паратайп», работает не только для внутреннего рынка, но и, кажется, уже для всего мира: ее шрифты продают на всех глобальных площадках, их можно найти практически во всех библиотеках наравне со шрифтами того же Monotype. Вторая компания – Letterhead. Она также разрабатывает уникальные шрифтовые решения для крупных компаний и издательств.
Подчеркну, у обеих огромнейший опыт, большой ассортимент различных шрифтов. Поэтому я даже не совсем понимаю, почему решение Monotype вызвало столь паническую реакцию в России. Закрытие ее библиотеки – не угроза отечественному дизайну, а скорее новая возможность сделать российские шрифты еще более популярными и широко используемыми.
– У нас, насколько я знаю, даже есть свои кириллические шрифты. В чем их отличие от других?
– Это шрифты, которые поддерживают кириллический алфавит и используются для оформления текста на русском языке.
Весьма любопытна история их создания. Дело в том, что в СССР дизайн новых шрифтов развивался, к сожалению, чересчур медленно. Виной тому – существовавшая государственная монополия на их разработку. В стране был лишь один центр по созданию новых шрифтов – отдел наборных шрифтов в столичном Научно-исследовательском институте полиграфического машиностроения. Но именно гарнитуры, выпущенные его сотрудниками в 1960-е годы, определили образ шрифтовой кириллицы, сохранившейся вплоть до начала нынешней, цифровой эпохи. А в начале 90-х годов минувшего века группа профессиональных художников шрифта образовала шрифтовой отдел в компании «ПараГраф», который позже трансформировался в компанию «Паратайп», оказавший в итоге большое влияние на формирование первого в России цифрового рынка шрифтов.
Это вам в качестве подтверждения того, что разработка отечественных шрифтов ведется на протяжении многих лет, а в новых условиях наши шрифтовики получат дополнительные возможности для продолжения работы.
– Кириллические шрифты уступают в популярности зарубежным?
– В том-то и дело, что ни капельки. Сегодня кириллица используется по меньшей мере в сотне языков. Для более чем 252 миллионов человек во всем мире кириллица составляет основу родной письменности.
Просто обычный потребитель, на мой взгляд, не всегда задумывается, каким именно шрифтом он набирает текст. Хотя, признаю, проблема недостаточной известности наших шрифтов, безусловно, существует и ее корни довольно глубоки.
Скажу прямо, сегодняшняя культура документооборота в России – неприемлемая: у нас зарубежный компьютерный шрифт Times New Roman директивно определен основным шрифтом для написания деловых писем, ведения служебной переписки и даже, не поверите, для изложения научных трудов. В этой связи, я считаю, нужно пересмотреть существующие стандарты и ГОСТы, связанные с документооборотом. То есть привести его к эстетичному внешнему виду. Это – во-первых.
Во-вторых, та же «Паратайп» много лет назад разработала для отечественного документооборота, в том числе и государственного, группы шрифтов с поддержкой всех титульных языков России. Так, шрифты PT Sans, PT Serif, PT Mono были созданы в честь 300-летия реформы русского алфавита, которое отмечалось в нашей стране в 2008 году.
На сегодняшний день наличествует целая библиотека бесплатных отечественных шрифтов. Более того, насколько я знаю, они также включены в продукты компании Microsoft. При этом «паратайповские» шрифты, на мой взгляд, превосходят разработки Monotype: они современные, изящно смотрятся в документах, переписке, а Times New Roman – это, извините, уже олдскульный вариант. Так что от того, что Times New Roman будет отсутствовать в нашей жизни, россияне абсолютно ничего не потеряют. Запомните, мы – одни из мировых трендсеттеров в теме шрифтов.
– В таком случае, какие первоочередные меры необходимо принять, чтобы популярность наших кириллических шрифтов выросла в России?
– А здесь, собственно, никаких особых мер и принимать-то не нужно. Надо просто наконец начать пользоваться продукцией российских компаний. Помимо «Паратайпа» – крупнейшего в мире шрифтового разработчика, делающего очень классные начертания, причем нередко на исторической основе, и студии Letterhead есть еще чрезвычайно перспективные молодые компании, которые не только создают шрифты для России, но и продают их на всех международных площадках. Боюсь, правда, что сейчас это затруднено в связи с ограничением российской банковской деятельности.
Главная проблема отечественных шрифтовиков заключается в несоблюдении юзерами авторских прав разработчиков шрифтов. По этой причине, я считаю, необходимо неустанно и настойчиво объяснять пользователям, что согласно действующему в России законодательству шрифт – такой же продукт творчества, как, скажем, живопись, скульптура, графика, дизайн, и авторское право на него возникает автоматически с момента его публикации и действует бессрочно.
Наверное, не ошибусь, но все тот же «Паратайп» наряду с основной деятельностью немало времени тратит на то, чтобы его юристы и адвокаты отсуживали у всевозможных злоумышленников денежные компенсации за шрифты, украденные у компании.
Я считаю, это ненормально, когда вместо того, чтобы развивать бизнес, та или иная компания раз за разом вынуждена защищать собственные права и интересы. И здесь наше государство должно поддержать, в том числе законодательно, отечественную индустрию производства шрифтов. В первую очередь – в соблюдении авторского права и охране объектов интеллектуальной собственности, которые играют отнюдь не последнюю роль в формировании национальной креативной экономики.
А обращаясь к пользователям, скажу следующее: уважаемые соотечественники, имейте совесть, не надо в интернете заходить на сайты с пиратским контентом и скачивать на халяву российские шрифты: их нужно покупать – они не так дорого стоят, и тем самым поддерживать отечественного производителя.
Если планируете создать персональную айдентику и использовать в ней готовые начертания шрифтов, разработанных третьими лицами, которые будут частью визуальных элементов вашей компании, – то за нее тоже необходимо заплатить. Это обойдется чуть дороже, но опять-таки, повторюсь, это не те деньги, из-за которых стоит наступать на горло собственной совести.
– Виталий Викторович, если зарубежные шрифты, скажем, Times New Roman или Arial, используют в российских госучреждениях, редакциях СМИ, то какую нишу на внутреннем рынке сегодня занимают отечественные шрифты?
– В целом весь отечественный рынок использует российские шрифты. В частности, его дизайнерский и рекламный сегменты: профессиональные дизайн-студии и рекламные агентства практически не используют шрифты Monotype. В этой связи недавнее решение американской компании никак не отразится на их собственной работе.
Об этом даже не стоит и задумываться. Здесь надо обратить серьезное внимание на легализацию продукции наших ведущих шрифтовых компаний и вообще разработчиков шрифтов, в том числе кириллических, потому что лучше людей, пишущих и говорящих на языках, которые основаны на кириллице, почти никто не в состоянии создать их.
К слову, попытки того же Monotype создать кириллические шрифты своими усилиями неизменно заканчивались плачевно. В связи с чем американцы всегда стараются привлечь к сотрудничеству либо российских специалистов, либо разработчиков из тех стран, которые пишут на кириллице и смыслят в ее начертаниях. Ведь даже очень схожие буквы в кириллице и латыни все-таки сильно отличаются друг от друга. Однако увидеть эти различия под силу лишь наметанному глазу опытного специалиста.
– В июле в Москве состоится третья Российская креативная неделя. В рамках ее деловой программы уже анонсирован трек с участием отечественных создателей кириллических шрифтов. По его итогам, как ожидается, будут приняты новые нормативы для стандартов в работе со служебными документами, в том числе для органов государственной власти. То есть, условно говоря, их переориентируют на российские шрифты?
– У нас в стране такие стандарты разработаны уже давно. Просто пока Monotype не озвучила свое решение, никто в России не был заинтересован в их распространении и внедрении. При этом складывается ощущение, что многие до сих пор не понимают выгоды от использования отечественных шрифтов, в том числе бесплатных, специально разработанных для документооборота. Перейдя на новые стандарты, мы сразу же увидим качественно оформленные документы, законопроекты, другие всевозможные тексты, набранные нашими шрифтами.
Когда берем в руки иностранную документацию, в том числе государственную, мы же видим, насколько в них все сделано со смыслом, эстетично, легко читается. И нам все ныне существующие ГОСТы документооборота надо сделать современными. В том числе это касается и программного обеспечения. А то мы, видимо, так боимся подступиться к разработке национального ПО, что никому и в голову не приходит, что, возможно, уже настал момент, наш звездный час, когда мы сможем создать программное обеспечение совершенно иного поколения, отличное от того опыта, который ранее накопили в мире.
– Какая роль отводится шрифтам? На что и как они оказывают влияние?
– Шрифты – незаменимые инструменты в ходе одной большой работы, в частности в коммуникациях. Их задача – предельно точно донести информацию пользователям, чтобы мы могли максимально комфортно и быстро ее прочитать. Шрифты также несут разные нагрузки: акцентные, культурные, социальные.
– Виталий Викторович, смогут ли отечественные дизайнеры шрифтов полностью удовлетворить потребность страны в изящных и современных шрифтах?
– Без преувеличения, у нас есть шрифты на все случаи жизни. Кстати, на днях стало известно, что в России планируется создать национальную библиотеку шрифтов. В Минцифре уже рассматривают предложения профильных специалистов, в том числе и от Союза Дизайнеров России. По нашему мнению, такая библиотека может быть организована в виде российского фонда цифровых шрифтов. Отмечу, что их знаковый состав будет поддерживать письменные языки всех народов страны и языки иностранных партнеров.
Главное условие – шрифты, вошедшие в эту библиотеку, должны будут иметь открытую пользовательскую лицензию.
– Большое спасибо за интересную беседу!
Источник: «1474».