
Цифровая инфраструктура доверия для креаторов
Без малого 15 лет назад в Гражданском кодексе РФ появился специальный раздел, посвященный регулированию сферы интеллектуальной собственности. Ожидалось, что с введением этих норм возрастет активность рынка патентных, авторских и смежных прав. Однако этого не случилось.
Свое видение «подстройки» правовой инфраструктуры под интересы креаторов в ходе Международной образовательной конференции Distant & Digital представил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев.
ПРИ НЕСОМНЕННЫХ ДОСТОИНСТВАХ и важности IV части Гражданского кодекса РФ, регламентирующей с 1 января 2008 года охрану результатов интеллектуальной деятельности, сам факт появления этого документа видимых рыночных изменений в российскую экономику не привнес. По словам Сергея Матвеева, сегодня общее положение в сфере патентного права, абсолютно измеряемой по количественным показателям, можно оценить как умеренно стагнирующее. На еще большее ухудшение ситуации в ближайшей перспективе указывает беспрецедентное падение общего числа охраняемых объектов интеллектуальной собственности, отмеченное по итогам 2021 года.
– В отличие от патентного сфера авторского права, безусловно, более динамичная и гибкая. Мы видим, что растет число цифрового контента, охраняемого авторским правом, усиливаются механизмы защиты и оборота прав. Тем не менее, если мерить этот рынок в деньгах, несмотря на заметный рост, его потенциал в полной мере не реализован, – считает Сергей Юрьевич.
Исследование Высшей школы экономики по оценке эффективности управления интеллектуальной собственностью, проведенное в 2020 году, показало, что прямые потери российской экономики от некачественного управления IP составляют около 5%. По мнению президента ФИС, одна из главных причин такой незавидной ситуации в том, что действующее законодательство в области защиты интеллектуальной собственности далеко от самих творцов.
– Законодательство у нас, в общем-то, хорошее. Но те, кому оно адресовано, его не читают. Тем же битмейкерам сегодня попросту не придет в голову соотнести продукт своего творчества с юридическим термином «фонограмма». То же касается различных результатов дизайнов, сферы инжиниринга и т.д. Для того чтобы изменить ситуацию, чтобы рынок взлетел, нужно дойти до бенефициаров интеллектуального права – собственно самих творцов. Пока мы не увеличим число творческих людей в нашей экономике, мы будем «колебаться» около 2–2,5% мирового рынка IP, – отмечает Сергей Матвеев.
Вторая причина, тормозящая российский рынок интеллектуальной собственности, – высокие трансакционные издержки. В странах, показывающих сегодня устойчивую динамику роста ВВП, креативный бизнес исторически развивался за счет «избытка капитала», который в том числе мог быть потрачен на юристов, поверенных и других посредников, ускоривших формирование класса эффективных собственников IP.
– В нашей экономике подобных излишков капитала не наблюдается, любые трансакционные издержки продуцируют остановку рынка. Все креативные индустрии просят снижения налогов, увеличения доступности финансов и т.д. У нас нет «денежной подушки», которую можно вбросить в рынок посреднических услуг, – объясняет президент ФИС.
Наконец, третья причина связана с развитием цифровых систем – в них распространение результатов творчества происходит мгновенно и крайне просто, а вот переход прав на них практически не оформляется.
– При общем росте объемов объектов интеллектуальной собственности, который наблюдается на фоне развития цифровых технологий, их правовое сопровождение стало неприемлемо дорогим, сложным и медленным. По этой причине происходит разрыв между оборотом результатов творческой деятельности и оборотом прав на них, – продолжает эксперт.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРАВО – это право творцов. Однако, по оценке Сергея Матвеева, пока действующее законодательство не дает инструментария, соразмерного потребностям современных творцов. Решить многие проблемы одномоментно можно за счет использования технологии блокчейна, которая является сущностно важной и отвечает большинству новых вызовов.
Эксперимент, который проходил в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», выявил дополнительные преимущества децентрализованных цифровых реестров: блокчейн-сеть способна фиксировать сведения о разных объектах IP, о режиме их правовой охраны и содержании прав, фактах передачи прав. В развитие государственных и общественных инициатив в 2021 году указом президента Владимира Путина была создана общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». Это событие окончательно признало блокчейн-сеть IPChain в качестве национальной инфраструктуры оборота интеллектуальных прав.
– Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности – это не статичный реестр, а живой инструмент, с помощью которого представители профессионального сообщества могут сформировать стандарты хранения сведений о созданных ими творческих продуктах и планомерно выработать деловые обычаи передачи прав на них в цифровой среде. Для креативных индустрий это – точка развязки, когда нормы, прописанные в IV части Гражданского кодекса, становится понятными и приобретают вид цепочек, записей, токенов, зафиксированных в цифровом виде, – заключает Сергей Юрьевич.
САМО НАЗВАНИЕ созданного по президентскому решению центра говорит о том, что все типы, виды и результаты творческой деятельности могут быть зафиксированы в его блокчейн-инфраструктуре и оборачиваться по правилам цифровой системы. Примечательно, что ее создателями и участниками является не орган государственной власти, а государство совместно с профессиональным сообществом.
Сегодня оператором инфраструктуры стала общественно-государственная организация, в координационный совет которой входят Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство цифрового развития, то есть руководители ведомств, отвечающих за нормативное и правовое регулирование авторских, патентных прав и, конечно, цифровых ресурсов. Это позволяет принимать решения о стандартах непосредственно внутри координационного совета оператора инфраструктуры и, самое главное, дает возможность государственным структурам легко использовать сведения, предоставленные правообладателями. Например, в том случае, если договор требует регистрации, Роспатент может попросту акцептировать сделку, будучи узлом сети и располагая сведениями о сторонах и правах, с которыми сделка совершается.
– Мне кажется, это открывает колоссальные возможности для того, чтобы фиксировать в результатах творческой деятельности режим их правой охраны, строить сервисы управления правами с низкими транзакционными издержками и тем самым снимать барьеры для входа в рынок именно тех, кого мы ищем – креаторов, создателей, распространителей и покупателей креативного продукта, – резюмирует президент ФИС.
Снимки предоставлены пресс-службой Ассоциацией IPChain