Европейский взгляд на регулирование цифровых рынков
Сегодня во всем мире регуляторы включились в масштабную работу по созданию эффективных механизмов регламентирования цифровых рынков. Еще недавно такое воздействие было преимущественно точечным, однако сейчас, как показывает практика, назрела необходимость разработки единых и всеохватывающих правил для всех без исключения игроков digital-сферы.
По мнению европейских специалистов, важным правовым опытом в упорядочивании деятельности субъектов цифровых рынков в Евросоюзе (ЕС) стали проекты Закона о цифровых услугах (The Digital Services Act, DSA) и Закона о цифровых рынках (The Digital Markets Act, DMA), подготовленные Еврокомиссией в прошлом году в рамках реформы по регулированию всей цифровой отрасли ЕС.
В нынешнем ноябре страны – участницы ЕС планируют организовать ряд встреч для финализации общей позиции по обоим документам. Несомненно, в процессе межгосударственных обсуждений отдельные положения законопроектов будут еще скорректированы, но даже их текущие, рабочие версии уже объективно отражают первостепенные меры правового регулирования цифровой отрасли.
В частности, цель Закона о цифровых услугах – устранить имеющуюся на сегодняшний день правовую неопределенность в digital-сфере. Реализовать это предполагается при помощи внедрения современной правовой базы, которая обяжет поставщиков цифровых услуг устранять потенциальные риски нарушения гражданских прав пользователей. Как отмечают зарубежные правоведы, сегодня в национальных законодательствах нет четких критериев, определяющих полный перечень того, что относить к «потенциальным рискам» – только ли это незаконный (нелицензионный и/или запрещенный) контент, или же сюда также входит и «вредоносный контент», который включает шовинистические, расистские и иные высказывания, относящиеся к hate speech – пропаганде и разжиганию межнациональной и прочей ненависти.
DSA будет иметь экстерриториальный характер. То есть digital-компании, предоставляющие цифровые услуги гражданам ЕС, но зарегистрированные не в Евросоюзе, также должны будут соблюдать требования европейского законодательства.
Отметим, что здесь предусмотрено специфическое исключение из этого правила. В настоящее время законопроект предполагает асимметричное правоприменение, то есть крупные операторы цифровых услуг, такие, например, как Google, Facebook (28 октября нынешнего года компания сменила название на Meta), Microsoft и им подобные, обязаны соблюдать все правовые требования, поскольку их продукты широко распространены на территории ЕС. Что же касается компаний типа Alibaba и других китайских фирм, то они будут подвергаться минимальному надзору, так как имеют в разы меньшую базу европользователей, да и те преимущественно граждане КНР, проживающие в ЕС.
В любом случае, согласно проекту Закона о цифровых услугах западные онлайн-платформы обязаны усилить контроль за незаконным, неоднозначным либо вводящим в заблуждение контентом. Законопроект также предусматривает внедрение концепции удаления контента по требованию доверенных регуляторов (trusted flaggers), которыми могут стать государственные органы по надзору за соблюдением DSA. Причем перепроверка законности такого требования не потребуется.
Важно отметить, что DSA предполагает установить для крупных онлайн-платформ ответственность за несоблюдение ими законодательных требований в виде штрафов до 6% годового дохода проштрафившейся платформы.
Тем не менее при всей кажущейся суровости законопроект вызвал озабоченность широкой коалиции правообладателей и ассоциаций креативных индустрий, полагающих, что принятие DSA ослабит существующие в ЕС механизмы борьбы с пиратством. Прежде всего противников Закона о цифровых услугах беспокоит возможность сохранения режима безопасной гавани для недобросовестных посредников.
Закон о цифровых рынках, в свою очередь, накладывает на IT-гигантов еще больше разных обязательств и правовых ограничений. Этими требованиями антимонопольные регуляторы ЕС стараются решить проблему систематического злоупотребления со стороны крупных онлайн-платформ и доминирующего, почти что монополистического положения таких компаний, как Amazon, Apple, Google и Microsoft. Основные инструменты для этого – законодательные ограничения на продвижение IT-гигантами собственного цифрового продукта на своих же онлайн-платформах в ущерб другим компаниям (для создания равной конкурентной среды) и обязательство об обмене данными с другими digital-компаниями и государствами. Последний пункт видится разработчикам DMA крайне важным, поскольку персональные данные становятся главной целью для большинства участников рынка, ведь в цифровой экономике частная информация – это и товар, и средство производства, и инструмент для повышения эффективности услуг.
Резюмируя все вышеизложенное, остается лишь добавить, что новые законопроекты ЕС направлены на оптимизацию евростандартов работы компаний в цифровой сфере и законодательное ограничение влияния транснациональных IT-компаний на digital-рынок ЕС.
Источник: «1474».
(Продолжение следует)