Рекламная «поддержка» интернет-пиратов
Пиратские сайты и приложения, на которых нелегально демонстрируются популярные фильмы, телешоу, игры и онлайн-трансляции, получают около 1,34 млрд долларов годового дохода от размещения рекламы. В число «спонсоров» злоумышленников входят даже такие известные мировые интернет-гиганты, как Amazon, Facebook и Google. На эту тройку приходится 73% рекламы со стороны всех крупных брендов, которая появлялась на пиратских веб-ресурсах в течение года.
Эти цифры – только небольшая часть серого интернет-закулисья, на которое проливает свет расследование американской неправительственной организации Digital Citizens Alliance.
Тотальное противодействие размещению рекламы на пиратских сайтах, так называемый принцип follow the money, позиционируется по всему миру как один из приоритетных инструментов в антипиратской деятельности. Тем не менее факты, опубликованные в недавнем отчете Digital Citizens Alliance под названием «Как пиратство, поддерживаемое рекламодателями, способствует процветанию многомиллиардного нелегального рынка» (How Advertiser-Supported Piracy Helps Fuel A Booming Multi-Billion Dollar Illegal Market), говорят об обратном.
В этом документе скрупулезно разъясняется внутренняя кухня индустрии пиратства. Как показывает практика, злоумышленники, зарабатывающие на украденном контенте, используют те же принципы монетизации, что и легальная индустрия развлечений, которая всегда полагалась на рекламу и подписную модель.
Наибольшее количество цифровой рекламы размещают бренды из списка Fortune Global 500: каждая четвертая «афиша» в пиратских приложениях принадлежит крупным компаниям.
– Слишком долго онлайн-пиратство рассматривалось как неприятность, а не многомиллиардная индустрия, которая <…> наносит вред создателям рекламы и создает новые проблемы для правоохранительных органов. Для компаний из списка Fortune и законной рекламной индустрии пришло время перестать направлять преступникам десятки миллионов долларов, – говорит исполнительный директор Digital Citizens Alliance Том Гэлвин.
Основным источником криминальных доходов являются веб-ресурсы. Их общий годовой оборот оценивается в 1,08 млрд долларов. Как показало расследование, пять ведущих пиратских сайтов получили в среднем по 18,3 млн долларов. Скорее всего абсолютные прибыли намного больше. Но из-за того, что пираты постоянно меняют домены, чтобы избежать принудительной блокировки, всю финансовую цепочку проследить невозможно.
Приложения, предлагающие украденный контент, приносят 259 млн долларов глобального годового дохода от рекламы. И хотя это не самая большая часть нелегального рынка, она растет более быстрыми темпами. В среднем каждый владелец из пятерки наиболее «популярных» пиратских приложений зарабатывает по 27,6 млн долларов в год.
Еще одна известная антипиратская компания White Bullet, проанализировавшая 664 млрд рекламных показов, обращает внимание на то, что почти на каждом третьем пиратском веб-сайте или в приложении есть реклама, которая подвергает потребителей риску мошенничества и вредоносного ПО.
Данные публичных расследований Digital Citizens Alliance и White Bullet лишь отчасти демонстрируют истинную величину глобальной пиратской экосистемы. В силу многих объективных причин они охватывают только часть веб-сайтов и приложений злоумышленников и не включают, например, доходы, которые интернет-операторы получают от партнерства с пиратами. Еще одна неучтенная, но существенная статья нелегальных доходов – продажи персональных данных, которые злоумышленники добывают с помощью своих вредоносных программ.
Как отмечают эксперты, на расследование Digital Citizens Alliance, White Bullet и других антипиратских организаций должны обратить внимание не только пользователи и потенциальные рекламодатели. К решению проблемы обязаны подключиться руководители государств и крупных корпораций, которые уже несут колоссальные репутационные потери, а также международные организации, занимающиеся защитой прав потребителей.
При подготовке материала использовался официальный релиз компании Digital Citizens Alliance.
Полный текст расследования: www.digitalcitizensalliance.org