Общая стабильность на фоне глобальных потерь
В конце сентября Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала ежегодный доклад «Глобальный инновационный индекс – 2021» (Global Innovation Index, GII). Ключевой тезис этого аналитического документа – большинство отраслей мировой экономики продемонстрировали «удивительную устойчивость» в условиях «огромных человеческих потерь, вызванных пандемией COVID-19».
Неподтвердившиеся прогнозы
Публичное «удивление» ВОИС неподдельное: годом ранее, подводя итоги очередного отчетного периода в разгар пандемийного локдауна, авторы GII-2020 вынесли в тему своего доклада, можно сказать, утопический вопрос: «Кто будет финансировать инновации?». В тот момент главный администратор ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности старался максимально широко афишировать свои опасения относительно того, что мировая экономика может скатиться в долгосрочную рецессию, и надрывно призывал правительственные структуры ведущих держав нивелировать резкое сокращение расходов на инновации.
Как показал прошедший год, высший государственный и корпоративный менеджмент сумел сохранить достаточные объемы инвестиций в новые продукты и услуги. Более того, многие именно на этом построили свою стратегию для преодоления пандемийного кризиса и обеспечения экономического роста в перспективе. Согласно статистическим данным GII-2021, 60% глобальных компаний, являющихся традиционными лидерами по расходам на НИОКР, увеличили общие расходы по этой статье примерно на 10%. Число международных патентных заявок, поданных через ВОИС, увеличилось на 3,5% и достигло нового исторического максимума. Отмечен рост венчурных сделок на 5,8%, что превысило средние годовые темпы последних 10 лет. Еще один показательный факт – общее количество научных публикаций возросло на 7,6%.
Примечательно, что расходы на НИОКР продемонстрировали бо́льшую устойчивость во время экономического спада, связанного с пандемией, чем во время предыдущих глобальных кризисов. В то же время пандемия крайне неравномерно проявилась в отраслевом аспекте. Наибольшие инвестиции в инновации продемонстрировали фирмы, которые производят фармацевтические препараты, программное обеспечение и электрооборудование, а также занимаются био-, интернет- и коммуникационными технологиями. Одновременно с этим представители транспортного и туристического бизнеса были вынуждены существенно сократить такие расходы.
– Глобальный инновационный индекс показывает нам, что, несмотря на огромное воздействие пандемии COVID-19 на жизнь и средства к существованию, многие отрасли продемонстрировали удивительную устойчивость, особенно те, где активно идет цифровизация, используются новые технологии и инновации, – отметил генеральный директор ВОИС Дарен Танг, комментируя данные аналитико-статистического исследования.
Инновационные лидеры планеты
Основой каждого индекса является глобальная база данных, которая аккумулирует актуальную информацию из международных публичных и частных источников по 81 позиции. Это позволяет оценить положение любой национальной экономики гораздо объективнее, выходя за рамки традиционных способов измерения инновационной деятельности. Для более детального анализа каждого сектора экономики специалисты ВОИС разработали Систему отслеживания инноваций на глобальном уровне. Это новый элемент GII, отражающий ключевые тенденции на основе трех аспектов инновационного процесса: инвестиции в науку и инновации, технологический прогресс и социально-экономическое воздействие.
В общий рейтинг GII-2021 вошли 132 страны. Самой инновационной экономикой в этот раз признана Швейцария. За ней следуют Швеция, США, Великобритания и Республика Корея. При этом американцы являются лидерами по 13 индикаторам. Второе место занимает Гонконг (Китай), а Израиль и Сингапур поделили «бронзу».
Большинство инновационных экономик мира, входящих в число 25 ведущих, по-прежнему находятся в Европе. Несколько развивающихся экономик демонстрируют более высокие результаты, чем прогнозировал ВОИС с учетом уровня их экономического развития. Так, Индия, Кения, Республика Молдова и Вьетнам демонстрируют завидные показатели 11-й год подряд.
Эксперты международной организации отмечают появление новых научно-технологических кластеров (НТК). Многие из них, правда, сконцентрированы лишь в нескольких странах.
В целом наибольшее число кластеров по-прежнему находится в США, Китае, Германии и Японии. Самым передовым признан кластер «Токио – Иокогама». За ним следуют «Шэньчжэнь – Гонконг – Гуанчжоу», «Пекин», «Сеул» и «Сан-Хосе – Сан-Франциско». Обращает на себя внимание тот факт, что среди государств со средними доходами отмечен высокий уровень НТК Российской Федерации.
«Пятилетка» в пятом десятке
В общем мировом рейтинге в 2021 году Россия занимает 45-е место. Ровно такая же позиция у нас была в 2017 году и, собственно, в прошедшую пятилетку она самая высокая: в 2020 году – 47-я строчка, а до этого два года подряд – 46-я. Так сказать, мы стабильно в конце первой полусотни.
Напомним, рейтинг ВОИС представляет собой среднее двух субиндексов: вклад страны в инновации (оцениваются элементы экономики, которые способствуют инновационной деятельности) и результаты инноваций (отражает фактические достижения в области знаний и технологий, а также творческой деятельности).
Первый субиндекс у России за год ухудшился на одну позицию (43-е место), а вот по второму есть заметный прорыв – подъем на шесть рейтинговый позиций (с 58-го на 52-е место).
Среди 39 европейских государств мы на 29-м месте, а в списке стран с уровнем дохода выше среднего место, как и в прошлом году, – 6-е.
Для лучшего понимания картины, по традиции, приведем позиции в GII бывших республик СССР, которые сегодня имеют статус самостоятельных государств. Итак, выше нас: Эстония – 21-я строка (в 2020 году – 25-е место), Латвия – 38-е (36-е), Литва – 39-е (40-е); ниже: Украина – 49-е (45-е), Белоруссия – 62-е (64-е), Грузия – 63-е (63-е), Молдавия – 64-е (59), Армения – 69-е (61-е), Казахстан – 79-е (77-е), Азербайджан – 80-е (82-е), Узбекистан – 86-е (93-е), Киргизия – 98-е (94-е) и Таджикистан – 103-е (109-е). Туркменистан в подобные статусные шорт-листы по-прежнему не вхож.
В 2021 году к восьми официальным академическим партнерам GII присоединил российский Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В релизе, посвященном анализу GII-2021 , отмечается: «Россия занимает высокие позиции в части генерации новых знаний (научные публикации, патенты) и их приобретения (права на результаты интеллектуальной деятельности, насыщенность экономики высококвалифицированными кадрами) <…>. Слабые стороны связаны с недостаточной зрелостью рамочных условий для инноваций – слабость институциональной инфраструктуры, неразвитость и отставание законодательной базы в данной сфере, низкая инвестиционная активность бизнеса». Помимо этого к прочим недостаткам инновационной деятельности относятся уровень развития СМИ и соответствие систем управления качеством устаревшему стандарту ИСО 9001.
Глядя на выкладки статусного международного исследования, зададимся вопросом: «Можно ли считать позицию России в пятом десятке мирового инновационного рейтинга приемлемой?» Безусловно нет. Да, нельзя не отметить, что в «унисон» ведущим экономикам мы демонстрируем крепкую стабильность на протяжении долгих лет. Заслуживают положительной оценки и последние инициативы государства по повышению объемов финансирования отечественной науки, а также наметившиеся успехи в секторе корпоративного хай-тека. Однако для последующего развития, а еще лучше – активного роста нашей экономики необходимы новые, дополнительные драйверы, которые смогу задействовать срытые резервы.
В этом отношении обращают на себя внимание недавние решения правительства РФ, касающиеся системной поддержки креативных индустрий, где рождается наибольшее число новых объектов интеллектуальной собственности. Как ожидается, это позволит увеличить долю креаторов в российской экономике к 2030 году с нынешних 2,2 до 6% и практически выйти на средние показатели мирового ВВП в этом секторе.
При подготовке материала использованы текстовые и иллюстративные материалы с официального сайта ВОИС.