От традиционного творчества к креативной экономике
В этом году многочисленные дискуссии о том, какой быть национальной креативной экономике, все чаще определяют повестку отечественных бизнес-форумов и представительных совещаний на государственном уровне. Даже госчиновники высшего звена, до недавнего времени не проявлявшие особого интереса к экономическому потенциалу творческого сектора, теперь крепко взялись за креативные индустрии, которые за рубежом уже давно и успешно трансформировались в высокорентабельный «локомотив», серьезно ускоривший развитие мирового рынка.
России, в свою очередь, в этом отношении пока хвастаться особо нечем. В свое время мы упустили не только отправление креативного «состава», но и само его формирование. Благо сейчас, очевидно, по достоинству оценив этот глобальный тренд, решили наконец-то встроиться в него. Однако предварительно необходимо проанализировать условия, в которых берет начало наша новая экономика, и предложить эффективные пути решения образовавшихся проблем.
Исходные позиции
По оценке экспертов, в России развивать креативные индустрии, которые были бы конкурентоспособными на мировом рынке, придется практически с нуля. Это – во-первых. Во-вторых – существует риск, что возникший большой интерес государства к креативному сектору неминуемо повлечет огосударствление отрасли. В-третьих – ряд вопросов в развитии креативного сектора в субъектах связывают с олигопольными рисками, когда региональный отраслевой рынок зачастую контролируют всего несколько игроков. В-четвертых – в креативные индустрии прогнозируется вливание больших денег: и государственных, и частных инвесторов. А ведь известно: кто платит, тот и «заказывает музыку». Следовательно, возможны как определенный передел творческого рынка, так и соучастие в управлении им.
Продвинутые стейкхолдеры из числа отраслевых ассоциаций и творческих союзов, объединившихся в Федерацию креативных индустрий (ФКИ), активно используют любую возможность для системного решения задач создания национальной креативной экономики. Понимая, что мировой «креативный локомотив» уже на полном ходу и в нем Россию ждать не будут, они предлагают комплекс первоочередных мер, при реализации которых нам еще может улыбнуться вскочить в его последний вагон.
Чтобы идеи не умирали
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021) Федерация креативных индустрий провела панельную дискуссию «Экспорт идей, людей или продуктов? Есть ли место России в международной креативной гонке и можно ли превратить интеллектуальный потенциал нации в ликвидный актив глобальной экономики», в процессе которой авторитетные спикеры обозначили ключевые проблемы, мешающие стабильному росту креативным индустрий, и аргументировали свое видение экономических инструментов – своеобразного «стартового пакета», необходимого для развития креативной экономики в стране.
По мнению основателя и управляющего партнера креативного агентства DPG Russia, вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России Алены Кремер, одна из системных проблем отрасли заключается в недостатке бизнес-компетенций у молодых предпринимателей и отсутствии необходимых финансовых ресурсов. Выходом из первого могут стать организация профессиональных экспертных сообществ, благодаря которым будут приобретаться нужные знания и навыки, и выстраивание взаимодействия в цепочке «эксперты – бизнес – государство». Отдельной функцией экспертных сообществ также могла бы стать оценка доходности проектов и их перспективность для привлечения инвестиций.
Что касается дефицита финансовых средств и недоступности банковских услуг, то, как отметила Алена Кремер, к сожалению, сегодня примеров выдачи банками кредитов под залог интеллектуальных прав в стране очень мало, так как многие банки по-прежнему не готовы кредитовать творцов:
– Банки не способны сами осуществить качественную оценку идей и потенциальных проектов. По этой причине государство могло бы предоставлять гарантии финансовым учреждениям, что позволило бы увеличить прирост и доступность кредитов.
По словам председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, в некоторых творческих отраслях, таких, например, как классическая и академическая музыка, изобразительное искусство, государственный заказ может оказаться средством, весьма действенным для их развития. Но для креативных индустрий в целом такой инструмент вряд ли будет эффективен.
По мнению главы профильного Комитета РСПП, необходимо развивать систему фондов, которые посредством венчурного и грантового финансирований станут направлять бюджетные инвестиции для стимулирования развития новой экономики. К слову, такой подход используют многие страны мира, даже те, где в избытке представлен частный инвестиционный капитал.
– Результативной мерой, – считает Андрей Борисович, – стало бы участие государства в совместном с бизнесом инвестировании креативных проектов: таким образом оно подтверждало бы значимость сгенерированных идей и снижало риски для частных инвесторов.
Желательно также, чтобы в качестве мер безопасности государство гарантировало креативным предпринимателям, особенно в стартовый период их бизнес-деятельности, налоговые иммунитет и льготы и обеспечило высокую эффективность работы инфраструктуры для защиты интеллектуальной собственности, которая, по словам Андрея Кричевского, является для креативного сектора основным активом.
Знания о креативе – с юных лет
Прогнозируется, через 10 лет россиян в возрасте 21–28 лет станет на 6,5–7 млн больше, чем сейчас, но количество рабочих мест для них, наоборот, сократится на 1,5–2 млн.
В этой связи президент Группы компаний (ГК) «Просвещение» Михаил Кожевников сделал акцент на необходимости давать школьникам знания о креативных индустриях, а также развивать у них предпринимательское мышление:
– Мы (ГК «Просвещение». – Прим. ред.) совместно с ВЭБ.РФ и Сбером вошли в государственную программу строительства школ по концессии. Это будут учреждения нового типа с современной образовательной средой и замечательными возможностями для ежедневного развития учеников и педагогов.
Как заметил спикер, сегодня национальные школьные стандарты включают базовое содержательное ядро, на освоение которого затрачивается максимум 40% всего времени обучения в школе. Остальные же учебные часы как раз и можно будет направить на погружение детей в сферу творчества и креативных индустрий. В этом случае, предвидит эксперт, через 10–15 лет вырастет молодое поколение, для которого станет естественным не искать рабочее место, а «создавать его своими мозгами и своим творческим трудом».
Время услышать друг друга
На сессии также выступили декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель правления ФКИ Александр Аузан; генеральный директор компании eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов, гендиректор АНО «Национальный выставочный оператор» Дмитрий Михайлов, управляющий директор Flanders District of Creativity Паскаль Кулс (онлайн из Бельгии) и главный экономист Международного финансового центра «Астана» Бауржан Бектемиров (Казахстан). Модерировал обсуждение актуальной темы генеральный директор ФКИ Игорь М. Намаконов.
Подводя итоги дискуссии, Александр Аузан емко заметил:
– России надо бы поторопиться на пути развития креативных индустрий, поскольку острота конкуренции во всем мире за человеческий капитал сейчас будет возрастать по экспоненте. Но в итоге мы должны прийти не к очередному творчеству, а к экономике. И еще одно, такое же существенное: международная гонка креативных решений уже идет. Мы видим, насколько за рубежом высоки ее скорость и ставки. Поэтому необходимо всем стейкхолдерам быстрее договариваться между собой и приступать к созданию в стране полноценной и конкурентоспособной креативной экономики.
* Фото Николая Гернета, Фонд Росконгресс.