Великий хранитель времени
Считается, что важнейшим импульсом к началу первой научной революции стали фундаментальные работы Николая Коперника о гелиоцентрическом устройстве мира. «Еретичные» идеи выдающегося польского ученого заставили переосмыслить многовековые догматы о месте нашей родной планеты во Вселенной и навсегда изменили развитие астрономии, географии, навигации, а по большому счету – всей сферы естествознания, из которой берут истоки многие современные науки.
Однако, как выясняется, еще задолго до Коперника основные законы Солнечной системы рассчитал и умело применял на практике арабский астроном XIV века Абу аль-Хасан Алах аль-Дин Али ибн Ибрахим аль-Ансари, более известный как Ибн аль-Шатир.
Наследие древних греков
На закате своей жизни гениальный эллинский астролог, механик и оптик Клавдий Птолемей собрал известные в его время астрономические знания Древней Греции и Ближнего Востока, и приблизительно в 140 году н.э. написал книгу «Великое математическое построение по астрономии». В этой работе он доказал, что каждая из планет вращается вокруг самой себя и одновременно по так называемому эпициклу вокруг неподвижной Земли.
Ошибочность суждений о геоцентрическом (земном) устройстве Солнечной системы не помешала древнему греку разработать оригинальный математический метод, с помощью которого рассчитывалось положение каждой планеты относительно Земли в любой заданный момент времени. Эти астрономические формулы считались истинными многие века. Пока… Пока не попали в руки сирийскому юноше Абу аль-Хасану, волею судеб приблизительно в 1325–1330 годы определенному муваккитом (хронометристом) мечети Омейядов в Дамаске.
Главная обязанность молодого хранителя времени заключалась в каждодневном контроле и объявлении пяти отсечек времени, в которые начинались молитвы у минаретов. Помимо этого, уже в годовом исчислении, он должен был максимально точно высчитывать дни начала и окончания священного для всех мусульман месяца Рамадан…
Он допустил вращение Земли
Усердный и обязательный по своей природе Абу аль-Хасан, получивший со временем второе имя Ибн аль-Шатир, постоянно стремился улучшить точность своих вычислений. С этой целью он регулярно придумывал новые измерительные приспособления, вел наблюдения за небесными светилами, прочел сотни древних манускриптов о Солнце, Луне и Земле. Настольными книгами арабского хронометриста были научные труды Птолемея.
Проведя не один десяток натурных опытов и скрупулезных математических расчетов, Шатир пришел к мысли, что законы, выведенные древним эллином, имеют погрешности. В частности, большие расхождения отчетливо виделись в определении углового радиуса Солнца. Объективным доказательством тому стали замеры, которые арабский хронометрист произвел с помощью камеры-обскуры.
В результате многолетних замеров Ибн аль-Шатир составил собственные «числовые таблицы» и установил, что угловой солнечный радиус изменяется в больших пределах, нежели это определил Птолемей. Исходя из этого факта молодой исследователь внес коррективы в формулы, уменьшив диапазон расстояния от Земли до Луны.
Это была первая лунная концепция, которая соответствовала реальным астрономическим наблюдениям и четким физическим законам. В дальнейшем Шатир рассчитал собственные модели движения Меркурия и Луны, которые – внимание! – допускали вращение самой Земли.
По мнению многих историков, «рационализирование» Ибн аль-Шатиром птолемеевских догматов стало поворотным событием в развитии мировой астрономии и своего рода малой научной революцией, предшествовавшей построению современной модели космического пространства.
Вдохновитель Коперника
О детстве Абу аль-Хасана известно немногое. Когда в шестилетнем возрасте он потерял отца, опеку над ним взял его двоюродный дедушка. Старший родственник познакомил будущего прогрессивного ученого с азами геометрии и астрономии, а также позаботился о его образовании, отправив в Каир учиться на резчика по слоновой кости.
По первой профессии Хасан проработал недолго. Но ювелирный подход к любой задаче очень пригодился ему после назначения хронометристом в главную мечеть Дамаска. Именно здесь он впервые осмелился усовершенствовать астрономические инструменты: с разрешения религиозных наставников доработал древнюю астролябию и сконструировал компактные солнечные часы.
По прошествии недолгого времени Ибн аль-Шатир смастерил большие солнечные часы на одном из минаретов дамасской мечети. Тени от их вертикальных «стрелок» падали на расчерченный множеством линий «циферблат» таким образом, что точно обозначали время начала каждой из пяти дневных молитв.
В числе других дошедших до нас изобретений Ибн аль-Шатира – уникальная хронометражная система, состоящая из солнечных часов и магнитного компаса; перевернутая астролябия и «астролябические часы»; кинематический механизм «для представления движения Луны и планет»; два вида квадрантов (приборов для измерения высоты небесных светил над горизонтом).
Однако самым главным научным достижением великого хранителя времени, по мнению современных ученых, является его планетарная модель. К слову, весь прогрессивный мир узнал о работах Шатира только в прошлом веке, когда некоторые из его трактатов были обнаружены в старых ближневосточных и европейских архивах.
Примечательно, что некоторые чертежи Николая Коперника, на которых представлены движения Луны и Меркурия, идентичны рисункам Ибн аль-Шатира. Лунная теория польского астронома также перекликается с тезисами арабского астронома, которые тот сформулировал в книге «Предел желаний в исправлении элементов».
Нет, никто никого не пытается обвинить в научном плагиате. Но то, что труды Ибн аль-Шатира и других его предшественников стали истоками коперниковской гелиоцентрической теории или по меньшей мере вдохновили его на это гениальное открытие – есть бесспорный факт.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B1%D0%BD_%D0%B0%D1%88-%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80
https://wikichi.ru/wiki/Lunar_theory#Ptolemy
https://ru.xcv.wiki/wiki/Ibn_al-Shatir
http://ency.info/earth/etapi-astronomii/12-srednevekovaya-astronomiya
https://www.islam.plus/ru/civilizaciya/nauka/model-mira-kopernika-vozmoznoe-vlianie-izyskanii-ibn-satira