Сделать рынок цифровой музыки справедливым
Бурный рост популярности интернет-сервисов, построивших бизнес на потоковой передаче музыкальных хитов, обнажил серьезные перекосы в распределении рыночной выгоды от творчества композиторов, поэтов и исполнителей во всем мире.
В поисках справедливого баланса эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) провели исследование «Исполнители на рынке цифровой музыки: экономические и правовые аспекты», в котором изучили причины сложившейся ситуации и предложили ряд альтернативных решений, подразумевающих новые механизмы выплат роялти законным авторам и правообладателям со стороны владельцев стриминговых платформ.
Несовершенная «экономика стриминга»
В настоящее время на музыкальном рынке существуют четыре основные модели использования произведений: скачивание (с постоянным или временным сохранением файла на устройстве пользователя), подкастинг, интерактивный стриминг и неинтерактивный стриминг. Музыкальные стриминговые платформы могут использовать как отдельную из этих моделей, так и все их одновременно.
Согласно данным ВОИС, наибольшая доля (62,1%) общемировых доходов от записей музыкальных произведений приходится на стриминговые услуги (46% прослушиваний подписчиками и 16,1% прослушиваний лицами, пользующимися услугами стриминга на условиях, предполагающих показ рекламных объявлений). На скачивания, подкасты и неинтерактивные услуги в совокупности приходится всего 5,8% общемировых доходов от записей музыкальных произведений.
В 2019 году общемировые доходы от потоковой передачи музыки выросли на 22,9% и достигли 11,4 млрд долларов, а в 2020-м – еще на 19,9%, до 13,4 млрд. Ежегодный прирост доходов от стриминга на основе платной подписки в 2019 году составил 24,1%, а в 2020-м – 18,5%. При этом ежегодное падение доходов от скачиваний составило 15,3% в 2019-м и еще 17,3% в 2020-м, а на доходы от продажи музыки на физических носителях приходилось 21,6% общего объема музыкального рынка.
В большинстве случаев выплаты за потоковую передачу музыкальных произведений производятся звукозаписывающим компаниям или дистрибьюторам согласно условиям предоставленных лицензий, охватывающих как существующие каталоги, так и вновь пополняемые релизы. Лицензиар получает выплаты согласованных размеров за все записи, оговоренные в лицензии, а затем подводит итог и выплачивает гонорары исполнителям первого уровня в соответствии с условиями заключенных с ними соглашений. Кроме того, как разъясняется ниже, в ряде стран, где действует соответствующий механизм, взимают плату непосредственно с платформ, занимающихся потоковой передачей музыки.
Как отмечается в исследовании, в последние годы интерактивный стриминг стал доминирующей формой потребления музыкального контента и нарушил равновесие, которое, хотя и не было лишено недостатков, все же было достигнуто благодаря договорам ВОИС в области интернета.
«Возникшее неравенство вызвало значительное внимание и недовольство со стороны исполнителей, которые задаются вопросом о том, почему «экономика стриминга» дает возможность процветать всем участникам процесса, кроме самих исполнителей, творчество которых и является его главной движущей силой?» – сетуют вместе с законными правообладателями эксперты международной организации, администрирующей ключевые конвенции в области интеллектуальной собственности.
Веерный принцип и гибридные соглашения
Финансовые противоречия, возникшие в отношениях авторов и исполнителей музыкальных произведений, продюсерских, дистрибьюторских и стриминговых компаний, особенно четко проявились на фоне пандемии COVID-19 и, вероятно, в дальнейшем будут только прогрессировать. Эта тенденция крайне нежелательна для представителей творческих профессий, особенно если учесть, что они и без того понесли колоссальные экономические потери. С учетом этого ВОИС предлагает сразу несколько вариантов устранения перекосов, возникших на рынке музыкальной индустрии.
Так, интернет-платформы могли бы перейти на клиентоцентричную модель выплаты роялти, основанную на веерном принципе. Такая схема может быть выгодна самим стриминговым сервисам, так как они превратят фактор выплат исполнителям в преимущество перед конкурентами.
В то же время назвать такой бизнес-подход единственно верным нельзя. «Несмотря на то что клиентоцентричная модель, возможно, позволит более тесно привязать реальную статистику прослушиваний к выплатам роялти, общий порядок распределения роялти при этом сохранится, равно как и диспропорции между многомиллиардным ростом рыночной капитализации платформ, с одной стороны, и размерами выплат за прослушивания (которые составляют доли цента) – с другой», – отмечается в исследовании.
Другой вариант – признание гибридного характера интерактивной потоковой передачи данных и плейлистов компаний. Такая норма позволит обязать стриминговые платформы выплачивать вознаграждение непосредственно исполнителям. Такой механизм в чем-то аналогичен применяемой в настоящее время практике выплат на основе числа публичных прослушиваний. Применение подобного подхода позволило бы, с одной стороны, избежать расширения механизма обязательных лицензий на цифровое радиовещание, сохранив в неприкосновенности исключительные права продюсеров, и с другой – не менять режим частного лицензирования, применяемый в отношении интерактивного стриминга.
«Распределение поступлений» и «вознаграждение за прослушивание»
По мнению ВОИС, выплату справедливых роялти музыкантам можно также рассчитывать по формуле «распределения поступлений». Речь идет о так называемой рынкоцентричной модели, когда взносы подписчиков объединяются в единый фонд, а затем распределяются на пропорциональной основе между владельцами прав на звукозаписи и исполнителями, на которых в течение отчетного периода пришлось больше всего прослушиваний (с разбивкой по юрисдикциям).
Еще один потенциальный подход мог бы выразиться в создании новой системы выплаты роялти компаниями, предоставляющими интерактивный доступ к музыкальным произведениям, применительно к фонограммам за пользование правом на «доведение до всеобщего сведения». Речь идет о принципе «вознаграждения за прослушивания». В этом случае создание механизма выплаты вознаграждения не было бы равнозначно расширению системы обязательного лицензирования фонограмм, которое привело бы к разрушению существующей системы выдачи лицензий на пользование правом доведения до всеобщего сведения и не нанесло бы ущерба праву продюсеров и исполнителей разрешать эксплуатацию своих произведений в контексте потоковой передачи музыки. Вместо этого вознаграждение за прослушивания стало бы дополнительной разновидностью выплат, производимых платформами непосредственно исполнителям (и, возможно, продюсерам) через их ОКУПы.
Подводя итог своим изысканиям, авторы исследования отмечают очевидную необходимость дальнейшей работы всего международного творческого и интернет-сообществ над поиском нового совершенного механизма выплаты вознаграждения в контексте потоковой передачи музыки. По их мнению, авторы, композиторы и исполнители должны еще более активно бороться за собственное право получать стабильное вознаграждение за свою работу.
«Необходимо проводить оценку и тестирование предложений о создании справедливой системы вознаграждения. Хорошая новость состоит в том, что потоковая передача музыки открывает широкие возможности для более сбалансированного учета интересов всех участников музыкального рынка. Поиск юридических средств обеспечения такого учета – вполне реалистичная задача», – обнадеживают эксперты ВОИС.
С полной версией исследования «Исполнители на рынке цифровой музыки: экономические и правовые аспекты» можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://www.wipo.int/meetings/en/doc_details.jsp?doc_id=540735.