Шелдон Купер до физмата доведет
В рамках XXIV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021) представители креативного предпринимательства и исследовательского сектора обсудили, какими возможностями и инструментарием располагают отечественные творческие индустрии для популяризации научных знаний.
Открывая дискуссию «Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых ученых?», ее модератор, директор Роскультцентра и директор фестиваля «Российская креативная неделя» Марина Абрамова уточнила задачу сессии – попытаться определить, какие шаги нужно сделать, для того чтобы наука стала популярной и заняла достойное место в общественной повестке:
– К сожалению, креативные индустрии и научную деятельность часто разделяют. На самом деле в современном мире это всегда синтез, потому что невозможно себе представить развитие технологий в отрыве от искусства, а креативные индустрии – без технологического развития.
Не надейтесь на одни соцсети
«Чтобы быть эффективной и востребованной в современной экономике, прикладная наука должна осознать себя одной из креативных индустрий», – такой ключевой тезис озвучил в ходе дискуссии председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.
По словам председателя Комитета РСПП, недостаточная популярность науки и низкая востребованность научного знания обществом связаны с тем, что наука проглядела мощный сдвиг, который произошел с социальными системами благодаря цифровизации, – творческое и интеллектуальное производство сегодня стали децентрализованными, а роли создателя и потребителя творческого и технологического продукта – неразделимыми. Именно этому сдвигу отвечают новые формы организации экономики, в первую очередь те, что реализуют так называемые креативные индустрии. В последние годы ключевой формой хозяйствования здесь становятся цифровые платформы. Наука же продолжает жить, как будто ничего не изменилось: закрываясь в своей «башне из слоновой кости» и надеясь на то, что реклама в соцсетях и на телевидении поможет решить проблему оторванности от глобальных культурных сдвигов.
– Если прикладная наука хочет быть популярной, ей надо жить по правилам креативных индустрий и использовать современные бизнес-подходы, – резюмировал Андрей Кричевский.
Подход должен быть нетривиальным
Генеральный директор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь Намаконов солидарен с тем, что наука и креативные индустрии играют на одном поле:
– Интеллектуальные и творческие практики переплетены между собой. Проблема состоит в том, что мы сами не привыкли взаимодействовать между собой и ведем диалог будто это разные сферы.
Одну из потенциальных возможностей в преодолении этой разобщенности Игорь Намаконов видит, в частности, в реализации проекта «Сотня креативных лидеров» (100 Most Creative Russians). По словам главы ФКИ, подобные инициативы помогают выделить активистов всех профессиональных сообществ и наладить коммуникацию между различными креативными средами, в том числе – творческими и научно-образовательными кластерами и объединениями.
Еще одним эффективным средством популяризации российской науки может стать создание высокорейтингового контента о крупнейших научных событиях. Об этом заявила заместитель генерального директора АО «Газпром-медиа холдинг» Юлия Голубева. Она напомнила, что два самых знаменитых физика планеты – умерший три года назад английский физик-теоретик, космолог и астрофизик, писатель, директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета Стивен Хокинг и… вымышленный персонаж Шелдон Купер – молодой физик, главный герой американского ситкома «Теория Большого взрыва», который 12 лет приковывал внимание зрительской аудитории, в сотни раз повышал показатели поисковых запросов про ту же теорию Большого взрыва, а также теорию струн, эффект Доплера, и в результате стал ключевым фактором повышенного интереса абитуриентов к физике при поступлении в высшие учебные заведения. Так, по данным газеты The Guardian, с момента выхода первой серии «Теории…» в 2007 году число абитуриентов физических факультетов в Великобритании выросло на 17%. В этой связи спикер отметила, что фильмы, сериалы, образовательные передачи и другие телепродукты о научных событиях и жизни ученых необычайно повышают рейтинг профессии и это прекрасный пример, как исследования порождают креативные продукты, а креативные продукты работают на приток людей в исследовательский сегмент.
Заместитель начальника Управления президента РФ по научно-образовательной политике Денис Секиринский также актировал то, что исследовательская деятельность, креативные продукты и технологии – разные формы проявления таланта, а успехи во всех этих сферах – индикатор развитости человеческого капитала. Один из основателей кинематографа Сергей Эйзенштейн не мыслил искусства в отрыве от технологий, а Альберт Эйнштейн рассматривал науку и искусство как два равноправных способа познания мира. При этом спикер подчеркнул, что пик интереса к науке приходится на 60-е годы минувшего века, когда величайшие открытия шли рука об руку с художественными исканиями: наука и креативные индустрии вступали в симбиоз и делали друг друга богаче, многообразнее. В частности, существенную лепту в популяризацию науки внесла научная фантастика. Например, кинохиты на все времена – франшизы «Звездные войны» и «Звездный путь».
Сегодняшние задачи науки, сформулированные в «библии научного бюрократа» – Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, по словам Дениса Секиринского, не менее масштабны – климат, экология, необходимость перехода к новому качеству жизни, персонализированной медицине и чистой энергетике:
– Каждый из этих новых вызовов по своему масштабу точно не уступает ни космическому, ни атомному проектам, а может быть, даже более амбициозен. И ответ на них может быть только нетривиальным. А это уже вопрос сочетания научного метода и творческого подхода.
Генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив» Сергей Першин рассказал коллегам о строительстве в Крыму в рамках арт-кластера «Таврида» Университета креативных индустрий «Меганомика», который уже с момента открытия в 2023 году может стать идеальным пространством для коммуникации креаторов. При этом программа его предстоящей деятельности сейчас апробируется с участием ученых, управленцев, медийщиков, работников некоммерческих организаций культурной сферы.
– «Прокачка» креативной компетенции сегодня необходима представителю любой профессии. Однако верно и обратное: творцы делятся креативной компетенцией, но в то же время люди, представляющие научное сообщество, безусловно, «опыляют» творцов, помогая им развиваться, получать какие-то новые инсайты, – уточнил руководитель Центра развития культурных инициатив.
Старший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук Александр Соколов, в свою очередь, посетовал на «скучность» и архаичность большинства сайтов научных организаций. Сам ученый, занимаясь серьезными исследованиями, одновременно развивает площадки в социальных сетях, тем самым привлекая более широкую целевую аудиторию.
По словам Соколова, ученым не нужно бояться сотрудничать с властью, ведь многие чиновники, в том числе руководители регионов, с удовольствием поддерживают научные проекты, если не рублем, так репостом в официальном Instagram:
– Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов приезжает к нам в Лабытнанги и репостит наши новости в своем Instagram, а подписчиков у него – 100 тысяч.
Исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков рассказал о том, что Координационный совет по делам молодежи при президенте РФ запустил в этом году крупную акцию «На острие науки». Ее основная цель – рассказывать школьникам, студентам о самых интересных, прорывных исследованиях и, самое главное, показать, что они будут нужны и востребованы в науке, смогут самореализоваться. Особенно интересно в этом контексте, подчеркнул спикер, выглядит перезапуск платформы общества «Знание», недавний марафон которого – «Новое знание» – собрал более 70 млн просмотров.
Потребуется тонкая настройка
Между тем в погоне за просмотрами и коллаборациями с креативными индустриями важно не дискредитировать науку как таковую, чтобы в итоге не получилось, что самый знаменитый ученый – это блогер или рок-музыкант, заметил заместитель президента Российской академии наук, член-корреспондент РАН Сергей Люлин:
– Мы можем сделать прекрасную упаковку и упаковать в нее ничто, пустоту.
Чтобы этого не произошло, считает ученый, популяризацию науки нельзя строить исключительно на организации громких ивентов. Наоборот, по его мнению, в целях получения необходимого эффекта необходимо создавать продуктивную научную среду, социогуманитарную инфраструктуру распространения знания.
В целом участники дискуссии согласились, что популяризация отечественной науки – это многогранный процесс, требующий тонкой настройки.
В любом случае уже очевидно, что если прикладная наука хочет стать популярной, то ей так или иначе придется жить по правилам креативных индустрий, используя для этого весь спектр возможностей и медийных инструментов.