«Цифра» спасет художника от бедности, а искусство – от забвения
Регулярные цифровые сделки с объектами искусства все больше делают мировой арт-рынок прозрачным. Это подтверждает растущее количество легальных международных онлайн-платформ, на которых сегодня продают и покупают всевозможные арт-объекты.
Сами же рынки цифрового и аналогового искусств, по оценке экспертов, развиваются и коммерциализируются параллельно. Причем в прошлом году глобальный рынок цифрового искусства увеличился в 10 раз. Текущий год, судя по всему, также не изменит этот восходящий тренд.
Какими инструментами располагает художник для монетизации творчества? Чем уникален NFT? Почему необходима цифровая платформа для регистрации аналоговых произведений искусства?
Эти и другие вопросы обсудили участники сессии Art-Chain, состоявшейся в рамках Международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content, который 26–27 апреля прошел в «Сколково». Модератором дискуссии выступила художник и заместитель председателя правления Федерации креативных индустрий Вероника Пономарева-Коржевская.
Реалии арт-рынка
Один из наиболее коммерчески успешных российских художников современности, идеолог нового в изобразительном искусстве направления «каллиграфутуризма» Покрас Лампас отметил, что сегодня рынок предоставляет художнику множество инструментов для монетизации своего творчества:
– С помощью новых технологий художники легко выходят на мировой рынок. Многие художники и дизайнеры даже решаются уволиться из рекламных агентств, чтобы самостоятельно заниматься творческой деятельностью, продавать свои работы на онлайн-сервисах и зарабатывать гораздо больше.
Он также добавил, что дальнейшее развитие рынка современного искусства зависит от повышения уровня его открытости, так как стоимость произведения искусства возрастет благодаря открытости продаж. В этой связи, считает художник-каллиграф, галереям, которые пока неохотно раскрывают такую информацию, а также мало работают с digital-художниками, нужно будет приспособиться к трансформации рынка, иначе они исчезнут из отрасли:
– Современный арт-рынок предоставляет художникам так много инструментов для саморепрезентации, что традиционные галереи должны под это адаптироваться. Сегодня ранее недооцененные артисты получают возможность монетизировать свое творчество, а digital-художники стали больше зарабатывать благодаря открытой статистике продаж, доступной через блокчейн.
Важную роль в развитии арт-рынка и вторичных продаж на рынке искусства играет также охрана авторских прав художника.
NFT – новая роскошь
Покрас Лампас отметил, что цифровые копии объектов искусства открывают перед художниками новые возможности, в том числе благодаря невзаимозаменяемым токенам (Non-fungible tokens, NFT) в блокчейн-сети – уникальным криптоединицам, которые подтверждают аутентичность виртуального искусства и позволяют покупателям приобрести право собственности на цифровой товар – изображение, видео или анимацию:
– NFT – это история не только о токенах, верифицирующих принадлежащий вам объект. Это концепция, по которой ты с самого начала можешь заложить в свои работы все доступные ценности, включая открытость и поддержку комьюнити.
Например, на NFT-платформе Rarible объем продаж к апрелю 2021 года достиг отметки в $120 млн. В этой связи сооснователь NFT-платформы Rarible Алексей Фалин подчеркнул, что блокчейн-технологии позволяют защитить цифровой объект от копирования с помощью сертификата:
– Онлайн-искусство проще продавать и перепродавать, чем физические произведения. Его гораздо удобнее хранить и защитить от злоумышленников. Файлы хранятся на блокчейн-эфирах, поддерживаемых десятками тысяч компьютеров по всему миру, а каждый из этих компьютеров выступает как копия целого блокчейна. Система имеет много уровней резервирования.
Помимо этого, по словам эксперта, у каждого объекта также есть метаинформация с подробным описанием и ссылкой на картину. Однако, к сожалению, по-прежнему открыт вопрос: может ли быть привязан NFT-токен к материальному объекту искусства без уничтожения последнего?
В целом «жизнь» NFT-токена, содержащего цифровую копию объекта, если она погружена туда правомерно, никак не связана ни с объектом материального мира, ни с авторскими правами на него. Это «параллельная песочница» со своими правилами.
Тематику развила основатель ярмарки цифрового искусства Disartive.art Ольга Дворецкая. Она представила обзор современных проектов на блокчейне, позволяющих оцифровывать и продавать при помощи криптовалюты работы художников. По ее словам, рынок NFT-токенов становится все более значимым для арт-индустрии:
– Только за первый квартал этого года оборот NFT-рынка составил $740 миллионов. Крупные бренды выходят на этот рынок, становясь его активными участниками. NFT – это новая роскошь. Раньше никто, например, не знал о блокчейн-проекте CryptoPunks, созданном в 2017 году. А сейчас его торговый оборот – больше $340 миллионов, и создатели проекта консультируют по вопросам цифрового искусства аукционный дом Christie’s.
Музеи смотрят в вечность
Одна из важнейших задач арт-рынка – создание онлайн-платформы для регистрации аналоговых произведений искусства и сделок с ними. Однако рынок еще не готов к таким изменениям: сегодня оцифровкой аналоговых ценностей и произведений искусства занимаются лишь музеи и отдельные коллекционеры. Например, Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина оцифровал в высоком качестве только 60% своего фонда. При этом необходимо отметить, что для создания цифровой копии произведения искусства делают почти 3 тысячи фотографий объекта, а это, согласитесь, огромная работа. Тем не менее в целях сохранения своего богатейшего архива музей трудится над созданием собственной электронной экосистемы.
В этой связи заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ имени А. С. Пушкина, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Владимир Определенов отметил, что классическому искусству очень необходима цифровая трансформация:
– Мы не бежим за каждодневным хайпом. Музей смотрит в вечность. Мы должны избежать так называемой «цифровой амнезии». Сейчас надо оцифровать все музейные ценности, чтобы не допустить их забвения. Мы создали на нашем сайте полноценный цифровой «двойник» выставки, благодаря которому пользователь может «гулять» по залам, не выходя из дома, поместили музейный контент в очки виртуальной реальности. Кроме того, для институтов памяти сегодня остро встает вопрос сохранения своего наследия. Наша задача – создать пространство, где каждый цифровой «двойник» будет иметь уникальный цифровой паспорт.
При подготовке использованы официальные текстовые и иллюстративные материалы IPQuorum 2021: Tech for Content.
Источник: Пресс-служба IPQuorum.