AI-видео: креативная возможность или персональная угроза?
Сегодня популярность синтеза изображения, основанного на технологии искусственного интеллекта (AI), нарастает лавинообразно. На deepfake с большой заинтересованностью смотрят в медиаиндустрии и рекламном бизнесе, а «видеошутки» с лицами и узнаваемыми образами популярных героев бьют рекорды по просмотрам в социальных сетях…
Но так ли однозначен и безопасен новоявленный хайп?
Цифровая «реинкарнация»
В канун Нового, 2021 года Сбербанк России для продвижения новой услуги создал deepfake-копию Жоржа Милославского из легендарной кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» и перенес его в наше время. Несколько неожиданный рекламный ход со стороны крупнейшего банка страны с государственным участием. Не правда ли? Но, согласимся, – современный, интересный, «цепляющий» потенциального клиента…
В апреле фанатам мегапопулярной игры Mortal Kombat презентовали очередную гейм-серию фантастического боевика «Смертельная битва». Для раскрутки новой части культового фильма, который завоевал свою первую армию поклонников еще в 90-х годах прошлого столетия, на YouTube-канале Stryder HD была опубликована видеозапись, в которой с помощью технологии deepfake «примеряли» на Жан-Клода Ван Дамма роль Джонни Кейджа. Результат прогнозируемый – тысячи восторженных комментариев в ожидании самой премьеры…
Перед популярной «игрушкой» не устоял даже президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов – на одной из сессий Международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content он предстал перед участниками в формате цифрового двойника…
Чат-боты с любимыми «лицами»
Легендарного киноворишку Жоржа Милославского на телеэкраны страны вернули специалисты компании Deepcake.io. Ее генеральный директор Мария Чмир, выступая на IPQuorum 2021: Tech for Content, отметила, что целевой аудиторией подобных проектов являются все, кто заинтересован в создании большого объема контента, – рекламные агентства, популярные бренды, кинокомпании.
Реалистичность видеоизображений растет по мере развития самой технологии deepfake. «Правдивости» добавляют новые приложения по синтезированию голосов героев, которые после прохождения аудиофильтров практически не отличить от оригиналов.
В нашей стране новый хайп прижился в основном в развлекательном жанре. Но интерес со стороны бизнеса тоже начинает возрастать.
Доподлинно известно, что образы Ван Дамма и Андрея Шаронова в приведенных примерах использовались с их личного согласия. Разрешения на «креативное копирование» вряд ли спрашивали только у Жоржа Милославского. Но, безусловно, его «путешествие во времени» было в обязательном порядке согласовано с правообладателями этой легендарной кинокартины.
Как утверждает Мария Чмир, главными проводниками технологии deepfake станут рекламные кампании в социальных сетях.
– Персонализированная реклама в мессенджерах и чат-ботах будет совершенно другой: сами чат-боты обретут лица, превратившись из текстовых в интерактивные. А, например, у наших домов встречать нас будут виртуальные консьержи или администраторы, – поясняет гендиректор Deepcake.io.
О Куликовской битве расскажет «Дмитрий Донской»
Как отметили участники IPQuorum 2021: Tech for Content, deepfake постепенно становится новым трендом и в сфере повышения квалификации персонала. Одними из первых эту технологию начали использовать в корпоративном обучении ПАО «Газпром нефть».
– В наших планах было выпустить курс для нефтяников из Тюмени. Но из-за локдауна съемочная группа задержалась в Беларуси. <…> Выручил deepfake. Сейчас у нас это вспомогательная технология, которую можно использовать, если невозможно снять внутреннего эксперта. Существенным минусом становится удорожание видеоконтента. Но у технологии есть перспектива, если поставить производство на поток, – считает руководитель направления «Газпром нефти» по управлению знаниями Павел Безяев.
Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов поделился перспективами внедрения deepfake в образовательных учреждениях:
– С одной стороны, эта технология будет повышать интерес и внимание слушателей к предмету. Для учебного процесса, например, интересно синтезировать разговор с историческим персонажем. С другой стороны, перед школой встают и очевидные риски, если заявленный «искусственный» преподаватель будет не соответствовать действительности.
Руководитель практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Ирина Косовская уточнила, как использование синтетических технологий искусственного интеллекта, подобных deepfake, сегодня регулирует судебная практика:
– Пока в России нет единого подхода к данной проблематике, так как она обозначилась совсем недавно. Во многом поэтому сейчас мы сталкиваемся с серьезными нарушениями прав на изображения и видеоконтент из-за использования дипфейков.
Подводя итоги дискуссии, ее участники сошлись на том, что при правильном – с соблюдением всех норм и законов – использовании технологии deepfake она может принести заметную пользу креативным индустриям. Особенно перспективными видятся рынки кинематографа, рекламы, компьютерных игр и создания VR-продуктов.