Цифровой век креативных индустрий
Эксперимент дистанционного сосуществования, в котором большая часть планеты невольно участвует на протяжении последнего года, сместил привычные коммуникации в виртуальную среду.
В условиях масштабного карантина «исход» в глобальные сети оказался безудержным, массовым, по сути, никак не регулируемым. И, как обычно бывает в таких случаях, новая «бесконтрольная реальность» породила волну хаоса, которая ударила по сложившейся системе цивилизованного, взаимоуважительного отношения к интеллектуальным правам друг друга.
Интернет-анархия требует систематизации
Успешно развивать креативный рынок в цифровом пространстве и защищать права пользователей можно только при взаимодействии всех заинтересованных сторон: государственных ведомств, профильных отраслевых сообществ, мегакорпораций и платформ, а также малого и среднего бизнеса и индивидуальных участников рынка. К такому выводу пришли участники пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные в цифре», которая прошла в рамках Международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content в «Сколково».
По мнению экспертов, стержнем «цифрового партнерства» могут стать специально разработанные автоматизированные агрегаторы. Так, Министерство культуры РФ планирует создание Единой системы сведений для театров и музеев по примеру Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).
– <ЕАИС> …показала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой, – заявила министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, выступая на пленарной сессии.
По ее словам, важно обеспечить прозрачность работы всех учреждений, что, безусловно, будет способствовать защите интеллектуальной собственности. Разработку новой модели ведомство намерено обсуждать со всеми интересантами – авторами, исполнителями, продюсерами, владельцами платформ и сервисов и посредниками, в первую очередь – поисковыми системами.
Как отметили участники панельной дискуссии, повышая доступность легального контента, необходимо помнить о том, что цифровая трансформация пока что произошла не во всех креативных индустриях. Но заметные перемены уже налицо. Так, во время пандемии изменения коснулись музейной отрасли, которая в нашей стране традиционно отвечает за популяризацию культурного наследия. Теперь большинство музеев воспринимаются не как архаичные учреждения, а современные технологичные площадки, которые движутся в ногу со временем: даже камерные музеи сегодня бьются за присутствие «в цифре».
– В условиях пандемии многие театральные коллективы, выставочные площадки и музеи вынуждено перешли «в Сеть». Но зачастую выходило так, что авторы давали разрешения театрам на публичный показ, на использование произведений в зрительном зале, однако, как правило, не давали прав на их использование в интернете. Спонтанный переход «в цифру» породил множество конфликтов и правовых нарушений», – считает президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев.
По мнению экспертов, новые реалии ощутимо ударили прежде всего по интересам авторов и правообладателей. Но, с другой стороны, массовые нарушения заставили всех участников изучить и разобраться в своих правах и особенностях лицензионных договоров. Этот момент, безусловно, положительный: отпустит пандемийный «шок», и наверняка рыночные отношения гармонизируются и будут найдены новые эффективные решения.
– Кардинальных и срочных изменений законодательства в целом не потребуется. Но продумать модель прозрачного учета объемов использования контента придется, – продолжает Сергей Юрьевич. – Так же, как ЕАИС дает четкие показатели просмотров фильмов, так же должна выстраиваться статистика использования любых других произведений, которые коммерциализируются в интернете. От этого напрямую зависят авторские вознаграждения и, самое важное, с учетом перспектив кредитования под залог интеллектуальных прав возможность получать кредиты на новые креативные продукты.
Как говорит президент ФИС, здесь есть как минимум два варианта. Первый – саморегулирование, когда заключается общественный договор между авторами, исполнителями, продюсерами, платформами, обществами по коллективному управлению правами. Второй – идти через нормы закона о прозрачной статистике прокатов в глобальной Сети. Помимо этого нуждаются в выравнивании выплаты «поощрительных» вознаграждений авторам. Дело в том, что сейчас онлайн- и офлайн-выплаты непосредственно авторам сильно диспропорциональны (в России онлайн-сегмент не формирует авторских отчислений, в то время как в мире с 2015 до 2020 года он вырос с 8 до 20%. – Прим. авт.).
Найти баланс интересов
Продолжая дискуссию, Ольга Любимова также отметила, что пандемия изменила отношение профессионального сообщества к «цифре».
– Цифровизация сферы культуры позволила самым разным людям из разных социальных слоев, разных возрастных групп приобщиться к сфере культуры и по-иному провести самоизоляцию. Мне кажется, после этого отношение к «цифре» поменялось даже у тех людей, которые относились к этому направлению негативно, – подчеркнула Ольга Борисовна.
Стремительное развитие цифровой индустрии продемонстрировало ясные сигналы о том, что любой креативный контент можно уберечь от исчезновения, если четко определить его правовой статус, а также ослабить нарастающее противоречие между быстро меняющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности в цифровой форме.
– Сегодня, как и в прошлом, одно из главных свойств контента заключается в возможности распространять его среди большого количества людей. Для этого в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а также цифровые платформы, – отмечает председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
По его словам, в обществе постепенно формируется понимание того, что для использования интеллектуальной собственности необходимо обязательное разрешение авторов и правообладателей. Получить его становится проще – «цифровые сделки» с правами сегодня возможны и технологически, за счет фиксации содержания договора в блокчейн, и законодательно. В нашей стране существует качественная законодательная база, а цифровые платформы для защиты, дистрибуции и монетизации контента развиваются на достойном уровне. Вместе с тем важно аккуратно подходить к вопросам регулирования креативных отраслей, поскольку они находятся в «мейнстриме» и особенно чувствительны к различного рода формализациям.
– Важна роль государства как судьи, который видит проблематику и направляет участников процесса. Но, наверное, здесь важно именно направлять, а не жестко строить.
– Важна роль государства как судьи, который видит проблематику и направляет участников процесса. Но, наверное, здесь важно именно направлять, а не жестко строить. С другой стороны, когда государство подталкивает участников рынка к секторальным сделкам, которые обеспечивают нормальный баланс интересов, это хорошо и правильно, а главное – такой подход показывает свою эффективность, – считает председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.
Собственная концепция развития индустрий
Цивилизованное насыщение креативных индустрий новыми технологиями с учетом интересов всех игроков рынка и крепкой опорой на реальные механизмы государственной поддержки в виде грантов, субсидий и иной помощи поможет Концепция развития креативных индустрий, которую Минкультуры России разработало совместно с экспертным сообществом и заинтересованными сторонами. Проект этого документа был недавно представлен на рассмотрение в правительство России.
Комментируя масштабную межведомственную работу над Концепцией развития креативных индустрий, Ольга Любимова отметила следующее:
– Сама концепция пока еще не согласована со всеми заинтересованными ведомствами*. Но <…> нам очень важно, что она разработана с участием и при помощи отрасли, людей, которые будут там работать. Нам понятно, что надо будет проговаривать специфику налогообложения. Это одна из важнейших мер поддержки.
<…> Есть аналогия с IT-отраслью, анимационной отраслью… Если продолжать говорить о мерах поддержки, конечно же, надо говорить о возможности субсидирования. <…> Пока мы не можем говорить о точных цифрах и датах. Однако осталось подождать не так много. Стратегия развития отрасли проработана, меры поддержки прорабатываются параллельно.
Как уточнила директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, Концепция развития креативных индустрий – первый документ, регламентирующий терминологию рынка. Еще в прошлом году у творческого бизнеса попросту не было единого терминологического ряда. «Языковое» недопонимание нередко приводило к путанице.
– Концепция нас объединилаi <…>. После принятия документа наступит второй этап – мы разработаем меры поддержки креативных отраслей и определим принципы межведомственного взаимодействия для развития творческого бизнеса. В этом плане проведение IPQuorum, фиксированного на теме IP в креативных индустриях, является важным этапом развития креативной повестки в России, которая будет масштабирована и углублена, – подчеркнула Марина Абрамова.
* Единственное формальное разногласие существует с Минфином России, при этом все остальные заинтересованные ведомства согласовали нормативный документ без замечаний.
При подготовке использованы официальные текстовые и иллюстративные материалы IPQuorum 2021: Tech for Content.
Источник:
Пресс-служба IPQuorum