European online platform
Еще 10–15 лет назад онлайн-платформы (ОП) воспринимались как классические хостинг-провайдеры. Сегодня их роль возросла как по степени влияния на экономику, политику и общественные отношения, так и по числу рыночных сегментов, в которых они доминируют как новые драйверы роста, меняя способы торговли и предлагая максимально быстрые варианты обмена информацией или ее приобретения.
Учитывая всевозрастающую популярность в мире специализированных интернет-ресурсов, все острее встают вопросы их регулирования в части массового распространения контента и электронного ретейла.
Определить и классифицировать
В конце февраля Европейская комиссия (ЕК) провела исследование, в котором дала определение и четкую классификацию существующих онлайн-платформ, оценила действенность нынешних регуляторных механизмов и представила концепт дальнейшей политики в отношении публичных интернет-площадок.
С учетом того, что понятие «онлайн-платформа» сегодня охватывает широкий и разнообразный набор услуг и инструментов, ЕК дала собственное уточняющее определение: ОП могут использоваться как двух- или многосторонние рыночные бизнес-модели; они позволяют облегчить взаимодействие между различными участниками рынка, даже если между ними нет прямого взаимодействия; ОП предлагают пользователям OTT-цифровые услуги (OTT – метод предоставления видеоуслуг через интернет. – Прим. авт.).
Все ОП по итогам исследования классифицированы по шести группам:
• деятельность (веб-хостинг; поисковые системы; социальные сети и дискуссионные форумы; провайдеры онлайн-обмена медиаконтентом; платформы обмена сообщениями; платформы электронной коммерции и транзакций; провайдеры хранения и совместного использования файлов; онлайн-рекламные платформы);
• сектор (электронная коммерция; финтех; транспорт; недвижимость; персональные услуги; рекламная деятельность; СМИ; электронная связь; здравоохранение);
• использование данных (платформы, деятельность которых основана на данных; платформы с обновляемыми данными);
• участники деятельности (онлайн-площадки; пользователи; рекламодатели; экономически заинтересованные третьи лица);
• источники дохода (со стороны предложения на рынке; со стороны спроса на рынке; выручка от рекламы; другие доходы, генерируемые данными; продажа данных);
• уровень контроля (низкий, средний, высокий).
Осведомленность и саморегулирование
В исследовании европейских экспертов рассмотрен весь спектр потенциальных обязательств ОП перед регуляторами и пользователями. Фокусировка подразумевается следующая: обязательства, связанные с осуществляемой деятельностью; подлинность контента, загруженного владельцами ОП и/или пользователями; исполнение договорных обязательств перед работниками и потребителями; ответственность за нарушение конфиденциальности и/или защиты персональных данных.
Рекомендации ЕК подразумевают «мягкие» и «жесткие» регуляторные процедуры, а в особых случаях применение отдельных статей национального законодательства.
В первом варианте предлагается:
• повышение осведомленности – развитие медиаграмотности, расширение прав и возможностей пользователей в государствах – членах Европейского союза (ЕС);
• содействие саморегулированию – дальнейшее продвижение доступных инструментов, когда отраслевое сообщество добровольно принимает обязательства регулятора;
• создание механизма и инструментов совместного регулирования – институты ЕС намерены сотрудничать с ОП для достижения оптимальных регулятивных решений (например, путем создания «регулятивных песочниц», позволяющих фирмам тестировать решения).
Эти решения, по мнению экспертов, обеспечат более строгий общественный надзор за деятельностью/функционированием ОП, но в то же время позволят использовать гибкие отраслевые схемы регулирования, предусматривающие обновления и корректировки.
При этом в исследовании отдельно указывается, что в сложившейся обстановке сохранение статус-кво видится нецелесообразным. Этот вариант оставил бы без внимания многие вопросы, негативно влияющие на способность ОП активизировать свои усилия в борьбе с незаконным/вредным контентом, а также сохранил бы пространство для национального регулирования, что еще больше усугубило бы правовую фрагментацию и неопределенность в рамках всего ЕС.
Правовая ответственность
Наряду с либеральной политикой ЕК не намерена отказываться от применения положений гражданского, административного и уголовного права.
Особая, более «жесткая» ответственность предусмотрена в отношении ОП, которые будут уличены в распространении контента, нарушающего права интеллектуальной собственности; террористического контента; контента, наносящего вред детям, а также в сбывании контрафактных и небезопасных продуктов.
В таких случаях рекомендуется использовать следующие рычаги регулирования:
• уведомление и снятие контента (notice-and-take-down);
• обязательная отчетность по итогам удаления контента;
• юридическая ответственность за отказ сотрудничать в удалении контента и/или неправомерную деятельность;
• механизм проверки личностей продавцов и обязательное предоставление соответствующей информации покупателям;
• механизм контруведомлений и оспариваний.
Как отмечается в исследовании, применение автоматизированной фильтрации и автоматизированного распознавания контента считается нежелательной мерой, так как это приведет к чрезмерному контролю и избыточным блокировкам контента. В то же время на владельца ОП может быть возложена обязанность четко указывать в пользовательских соглашениях, какой контент запрещен для размещения, а также как функционируют системы его проверки.
В финальной части исследования особо подчеркивается, что регулирование ответственности ОП не должно носить «универсальный» или «технологически нейтральный» подход, так как это приведет к широкому и неопределенному кругу обязательств. Напротив, регулирование должно рассматриваться как «технологически специфичный» и узко ориентированный процесс, направленный на решение проблем, возникающих в связи с конкретными ОП и конкретными нарушениями.
В целом, как отмечают специалисты ЕК, регулятивные усилия в отношении ОП направлены на создание безопасной и надежной цифровой среды, которую нельзя рассматривать изолированно от социальных процессов. По этой причине сотрудники ЕК намерены постоянно взаимодействовать со всеми группами пользователей, бизнеса и общества.
***
При подготовке использованы материалы доклада «Liability of online platforms»