На Creative Global Talks обсудили постпандемийное восстановление творческих индустрий
Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела интернет-дискуссию «Культура и творческие индустрии в России». Мероприятие состоялось на международной коммуникационной площадке Creative Global Talks, созданной ЕАКОП.
Открывая дискуссию, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов обратил внимание участников мероприятия – представителей профессиональной сферы, ученых, юристов – на то, что пандемия коронавирусной инфекции практически приостановила процесс развития творческих индустрий. Финансовые потери бюджетного и коммерческого направлений оказались критичными для всех, невзирая на относительно стабильное существование последнего. Буквально на грань выживания была поставлена зрелищная индустрия, которая под влиянием прошлогодних внешних факторов в сущности впала в состояние анабиоза.
К сожалению, и на текущий год прогноз экспертов также весьма неблагоприятный.
– О восстановлении речи не идет, хотя в перспективе ожидается рост отрасли в сравнении с 2020 годом, возможно, до уровня 2017 года. При этом следует понимать, что Россия – одна из самых прогрессивных стран мира с точки зрения поддержки культуры, в связи с чем уже на сегодня некоторые культурные институции благодаря поддержке государства начинают открывать свои двери для посетителей, – отметил главный редактор информагентства InterMedia.
Авторские сборы от «живых» концертов, а также за использование музыки в общественных местах, в том числе в кафе, барах и ресторанах, сократились в 3 раза. В то же время, как говорит председатель правления Российского авторского общества (РАО) Максим Дмитриев, за 2020 год выросла привлекательность интернет-сегмента для участников творческих индустрий. По его словам, доход компаний от использования музыки в сети увеличился в среднем на 40%.
– Если говорить о тенденциях, то, нам кажется, ситуация постепенно выправляется, – заявил глава РАО. – В ближайшем будущем рост цифровых продаж будет умеренным – в пределах 10–15%. Что касается прогнозов по развитию организаций по коллективному управлению правами, мы, к сожалению, в краткосрочной перспективе не сможем выйти на уровень докризисного периода 2019 года.
Еще одну из причин, затрудняющих развитие творческих индустрий в 2021 году, назвал директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес. С его точки зрения, экономическое развитие невозможно без решения правовых вопросов, основанных на поиске баланса интересов между участниками рынка:
– В России существует запрос на пересмотр аккредитации прав на копии и репродукции. К нам регулярно поступают просьбы на использование произведений изобразительного искусства, но из-за того, что невозможно определить, где конкретно находится автор, в предоставлении таких прав приходится отказывать. В то же время в некоторых странах, например в Швеции, существует режим аккредитации, который позволяет ОКУПам давать права от имени всех авторов изобразительного искусства. Это, с одной стороны, позволяет легально использовать репродукции в коммерческих целях, а с другой – все авторы получают вознаграждение.
С позицией о необходимости законодательной доработки многих проблем также согласилась певица, автор, правообладатель, и.о. председателя Авторского совета НЦИС (Белоруссия) и член президиума ЕАКОП Ирина Видова-Молчан. По ее словам, нужны, в частности, четкие механизмы выплат цифровыми сервисами авторских вознаграждений.
Важность правовой поддержки отрасли отметили также и представители творческих объединений – заместитель директора МХТ имени А. П. Чехова Карина Кондрашова и первый заместитель председателя правления Российского музыкального союза (РМС) Юлия Иванина.
По словам Юлии Иваниной, РМС уже выступил с инициативой законодательно усовершенствовать механизм начисления вознаграждений за использование контента в сети Интернет, а также на различных музыкальных цифровых платформах и сервисах.
В целом участники Creative Global Talks сошлись во мнении, что в минувшем году, несмотря на большое сокращение деятельности офлайн-сегмента творческих индустрий, ключевые игроки рынка – театры, музеи, фестивали и т.д. – все-таки смогли освоиться в онлайн-форматах и, хотя бы частично, сократить убытки.