Откуда есть пошли слова креативные...
Креативная индустрия
Этот термин долгое время не имел своих индивидуальных признаков и четкого определения, чаще всего он ассоциировался с понятием «индустрия культуры», которое вошло в обиход на четверть века раньше (подробнее в статье «Откуда есть пошли креативные слова…» ). Однако поступательная коммерциализация музеев, театров, выставок и других отраслей культуры, переориентировавшихся в после Второй мировой войны на массового потребителя, а также активное развитие этого сектора за счет частного капитала заставили идеологов рыночной экономики имплементировать «размытый образ» в конкретную бизнес-концепцию.
Чертова дюжина индустрий
Считается, что словосочетание «креативные(ая) индустрии(я)» придумали в конце 70-х – начале 80-е годов XX века американские, европейские и австралийские менеджеры, работавшие в консалтинговом бизнесе. Они сумели преподнести «креативный продукт» своим клиентам в новой «обертке» ‒ в роли главного источника инноваций и экономического роста.
Особую роль в пропаганде нового понятия отводят также британской группе Comedia, основанной Чарльзом Лэндри в 1978 году. Этот английский урбанист одним из первых обосновал «живую» связь культуры, творчества и процессов преобразования городов под новые экономические вызовы. В нашей стране Лэндри известен книгой «Креативный город». В предисловии к русскому изданию он написал: «Суть концепции креативного города заключается в том, что каждое поселение – в какой бы оно ни находилось стране и на каком континенте – может вести свои дела с большей долей воображения, более творческим и новаторским способом».
В 1997 году все еще мало признаваемую концептуальную идею вывел на уровень реальной государственной политики Департамент культуры, медиа и спорта (DCMS) Великобритании. Специалисты этого правительственного органа провели большую исследовательскую работу и дали аргументированные доказательства того, что ряд культурных индустрий имеют свой «источник индивидуальной креативности и <…> обладают потенциалом создания рабочих мест и благосостояния посредством производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
В развитие своих прогрессивных тезисов британские чиновники назвали 13 отраслей креативных индустрий: архитектура, ремесла, исполнительские виды искусства, дизайн, интерактивное программное обеспечение, мода, рынок искусств и антиквариата, музыка, производство фильмов и видео, издательское дело, телевидение и радио, программные и компьютерные услуги, реклама.
Историческое деление
Доклад DCMS стал исторической «провокацией», которая разожгла резонансную мировую дискуссию. Новаторские научные работы о «креативных городах» (Ч. Лэндри), «креативном классе» (Р. Флорида), «креативных кластерах» (М. Портер), «креативной экономике» (Д. Хокинс) окончательно разграничили родственные словосочетания «креативные индустрии» и «культурные индустрии», определив «креативность» на роль фундаментального критерия, обосновавшего предложенный британским департаментом «список тринадцати».
Инициатива DCMS пришлась по вкусу правительственным функционерам большинства западных стран, которые решили с опорой на новый экономический сектор превратить дотационные отрасли если не в прибыльные, то хотя бы в безубыточные.
«Приспособление» британской стратегии к потребностям национальных рынков в каждом конкретном случае оказалось делом индивидуальным. Честно сказать, заметные отчисления от нововведений государственные бюджеты получили далеко не сразу. Однако всего за какие-то 5‒7 лет эта рыночная модель вышла далеко за пределы англоязычного мира. А вскоре она и вовсе получила признание такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО, которая определила креативные индустрии как деятельность, цели которой «производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг; деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов».
В начале XXI века политика креативных индустрий получила развитие в Германии, Франции, Италии, Сингапуре, Китае, а затем и в других странах. Наряду с классической «британской» сегодня наиболее известны «американская», «скандинавская» и «восточноазиатская» модели.
Креативная классификация
Несмотря на то что волею обстоятельств и самого времени креативные индустрии все-таки нашли свое особое место в общей классификации отраслевых терминов, постоянного, признаваемого всеми игроками рынка интеллектуальной собственности и всеобъемлющего определения у них так и не появилось. Точнее говоря, их сегодня множество. Причем эксперты не перестают дополнять их авторскими уточнениями и разъяснениями.
Международные организации в своей градации чаще всего обращаются к Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), состоявшейся в 2004 году. Тогда ЮНКТАД поделила креативные индустрии на четыре классификационные группы: наследие, искусство, медиа и функциональная.
Тогда ЮНКТАД поделила креативные индустрии на четыре классификационные группы: наследие, искусство, медиа и функциональная.
Первая объединяет культурные аспекты исторической, антропологической, этнической, эстетической и социальной деятельности общества и, в свою очередь, делится на две подгруппы: традиционные виды культурной деятельности (ремесленное творчество, фестивали, празднования и т.д.) и культурные достопримечательности и места (археологические памятники, музеи, библиотеки, выставки и т.д.).
Вторая включает в себя творческие отрасли, основанные исключительно на искусстве и культуре. Она также состоит из двух подгрупп: изобразительное искусство (живопись, скульптура, фотография, антиквариат и т.д.) и исполнительское искусство (живая музыка, театр, танец, опера, цирк, кукольный театр и т.д.).
Средства массовой информации (медиа) создают творческий контент с целью общения с большой аудиторией: книги, пресса и другие публикации, кино, телевидение, радио и другие виды вещания. Добавим, что «новые медиа» относят к следующей группе.
Функциональную группу составляют сервис-ориентированные отрасли, которые создают товары и услуги с функциональными целями. Их ЮНКТАД поделила сразу по нескольким направлениям: дизайн (интерьер, графика, мода, ювелирные изделия, игрушки), новые медиа (электронные и цифровые СМИ, интернет-реклама); креативные услуги (архитектурные, рекламные, культурные и рекреационные, творческий поиск и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), цифровые и другие связанные с ними творческие услуги.
Наша трактовка
В России трактовка нового сегмента экономики кроме всего прочего усложняется языковыми особенностями нашего родного языка.
– Точного определения креативных индустрий на уровне словаря или еще лучше федерального закона – нет. Сам набор слов, будучи заимствованным, переводным, не обрел в русском языке того смысла и наполнения, которое есть в других языках. Изначально, если обращаться к французскому, слово «индустрия» означает в первую очередь деятельность, усердие, трудолюбие, искусство в промыслах. Лишь во вторую – промышленность, ремесленную работу. Но российские словари на первое место ставят как раз второе значение, усиливая его и совершенно теряя первое. В нашем языковом пространстве индустрия – «важнейшая отрасль народного хозяйства». Большая советская энциклопедия и вовсе считает «индустрию» синонимом «промышленности», а Академический словарь расшифровывает ее как «фабрично-заводскую промышленность с машинной техникой», – отмечает президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев.
По его словам, как бы быстро ни росла «креативная экономика», она точно не только в России, но и во всех других странах не является ни важнейшей, ни крупнейшей. Этот тренд никак не соотносится с фабриками и заводами, за исключением таких случаев, когда она занимает их бывшие производственные пространства и трансформирует в современные творческие кластеры.
– Вторая причина – работа с креативными индустриями требует проявления ума и утонченности. Очертить их контур привычными методами – классификаторами ОКВЭД, методами статистического наблюдения – невозможно. Креативные индустрии могут возникать везде: начали готовить новые, функциональные или внешне необычные «дизайнерские» блюда в обычном ресторане – ресторан стал ярким представителем креативной индустрии. Перестал, заменил обслуживание конвейерной раздачей блюд, убрал музыкальное сопровождение – стал обычной столовкой. Или, если программная компания перестала создавать собственные продукты и просто по внешнему заказу осуществляет кодирование – можно ли ее в полной мере отнести к категории «креативных»? Водораздел весьма эфемерен и определяется наличием или отсутствием творческой составляющей и ее значимостью для экономики, – резюмирует глава ФИС.
И все же дополним наш универсальный словарь креативной экономики понятными рядовому читателю определениями очередного термина:
Креативная индустрия – особый сегмент экономической деятельности по производству и распределению товаров и услуг, которые создают и используют результаты творчества в качестве основных факторов производства и получения добавочной стоимости.
Креативные индустрии создают как материальные, так и нематериальные продукты, творческое содержание которых формирует их экономическую ценность.
Креативные индустрии – комплекс видов деятельности, которые находятся на пересечении научной, культурной, общественной сфер и сочетают их с предпринимательской деятельностью, которая в значительной степени ориентирована на получение доходов от торговли и реализации прав интеллектуальной собственности.
(Продолжение следует)
Креативность – «Откуда есть пошли слова креативные…Часть 1».
Индустрия культуры – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 2».
Креативный класс – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 3».