Патенты с меткой «елочные»
Честно говоря, узнал совсем недавно, что белобородый Санта Клаус – этот добродушный рождественский старик, в которого безоговорочно верит и которому поклоняется добрая половина детворы нашей планеты, – является товарным знаком, принадлежащим британской компании Father Christmas Ltd.
А существуют ли в России примеры того, что завораживающие и восхитительные атрибуты самого желаемого и волшебного праздника – Нового года – являются чьей-то интеллектуальной собственностью и на них могут предъявить авторские права, представить правообладателей?
Как выясняется, не только существуют сейчас, но и всегда были!
Царские привилегии и патенты лихолетья
Даже не предполагал, что в дореволюционной России новогодние игрушки, мишура и прочее празднично-елочное «снаряжение» забавы ради могло иметь самую что ни на есть настоящую правовую охрану. Да и вообще, серьезно ли считать изобретением елочные украшения, когда, чем ни наряди зеленолапую лесную красавицу, на душе веселье! Но, как оказалось, прецеденты такие были, на это указывает информация о двух привилегиях (патенты до 1917 года). Первая – «привилегия 6690 Россия на искусственную елку» была выдана 31 мая 1902 года купцу А. Егорову. Изобретенная им ель отличалась от всех живых тем, что «ее ствол составлялся из отдельных звеньев, на места соединений которых надевались металлические кольца с такими же ветвями». Вторая – «привилегия 13793 Россия на алюминиевую свечку для елки» была выдана 20 июня 1908 года – не поверите кому! – германскому подданному А. Гебгардту. Его чудо-свечка, вне всякого сомнения, инновационная по тем временам, отличалась тем, что «деревянный сердечник, на котором держалась алюминиевая масса, выступал у нижнего конца из массы с целью облегчения ее воспламенения при зажигании». Ух, видимо, все-таки дух изобретательства на Руси – это у нас на генном уровне, в крови!
В предвоенные годы советские инженеры, конструкторы и рационализаторы тоже, как оказалось, не только ковали грозное оружие для защиты родного Отечества. Было в их деятельности место и новогоднему волшебству: что называется, жизнь шла вперед и брала свое, а взамен выдавала… патенты с меткой «елочные». Видимо, так в целом обозначали новогодние игрушки и украшения.
Например, 31 января 1941 года авторское свидетельство к изобретению «Устройство для серебрения внутренних поверхностей елочных игрушек» (патент № 58940) выдали М. А. Абрамову и А. А. Галицкому, а 31 января 1942 года – в разгар наступления советских войск под Москвой – авторское свидетельство к изобретению «Способ изготовления стеклянных дротов для елочных украшений» (патент № 60721) выдали В. С. Велицину. Изобретатель предлагал «использовать для изготовления дротов обычные призматические капилляры, идущие на изготовление термометров, или их отходы. Эти капиллярные трубочки скручивают в нагретом виде, вращая их концы с различной скоростью. Получаемые таким образом на поверхности капилляра грани способны преломлять падающие на них лучи света, благодаря чему изделие приобретает блеск».
Словом, война войной, а Новый год обязан был приходить с двенадцатым ударом кремлевских курантов на Спасской башне в каждую советскую семью и каждый детский дом, в каждый наш окоп и блиндаж, отсек подводной лодки и кубрик корабля, в каждый партизанский отряд строго 31 декабря 41-го, 31 декабря 42-го, 31 декабря 43-го… Приближая тем самым Великую Победу. Ну, а какой же Новый год без праздничной елки? И какая же новогодняя елка без украшений?..
В сказочном мире… «высоких технологий»
С середины XX столетия среди отечественных «новогодних» патентов большей частью преобладали способы изготовления стеклянных елочных украшений, устройства для их серебрения, прерыватели-переключатели гирлянд, устройства для переключения гирлянд и иллюминации, а также приспособления для подвешивания пустотелых елочных украшений.
Но наступил XXI век, и наше высокотехнологичное время предъявило новогодним игрушкам требования, соответствующие современным детским запросам.
Например, 10 сентября 2016 года патент № 2596480 «Способ плетения декоративных фигур из фиберглассовой нити и декоративное изделие из фиберглассовой нити» выдали М. А. Гагарину. Предложенное им техническое решение можно использовать при изготовлении праздничных плетеных украшений в виде различных декоративных фигур, в частности, елочных украшений – шарообразной, кубической, цилиндрической или иной формы – из фиберглассовой нити. Сначала берут три отдельные нити, каждую из них пропускают через смесь красящего вещества и смолы, после чего сплетают в единую нить – косичку. После из косичек формируют конечное изделие путем наматывания их на предварительно полученную форму и сушат при температуре 70–90 °C для ее закрепления.
Скажем честно, очень приглянулась «Новогодняя игра», на которую 20 октября 2011 года патент № 2431515 получил В. А. Матвеев, который свое изобретение отнес к играм с использованием новогодней тематики, а если более конкретно, то к играм для развлечения детей на новогодней елке.
Изначально разработчик поставил задачу «повысить функциональные возможности новогодней игры для развития интеллекта и физического здоровья глаз детей путем пространственного переключения внимания ребенка на новогодней елке, комплексного воздействия на его слуховые и зрительные органы чувств, выработки положительных эмоций и воспитания нравственности из историй, былин и народных сказок, которые разыгрываются игрушками, развешенными на новогодней елке».
Техническим результатом, обеспечивающим решение указанной задачи, является полная автоматизация новогодней игры, превращение ее в полноценное театральное представление, в процессе которого сам ребенок, без участия взрослых, безопасно управляет игрушками из гирлянды на елке. Причем игрушки выполнены в виде объемных фигур героев народных сказок и былин или в виде прозрачных шаров, на поверхности которых нанесены изображения этих героев. Но и этого мало! Только представьте себе: каждая игрушка – говорящая, снабжена источником света в виде светодиода с управляемой цветностью и соединена с блоком управления беспроводной линией связи. Важно отметить, что в ходе активного участия детей в управлении такой игрой дополнительно развиваются их интеллект и режиссерский талант.
«В лесу родилась елочка…»
Удивительная история ее «рождения» начинается в ныне далеком 1903 году, когда в новогоднем номере журнале «Малютка» впервые опубликовали стихотворение, которое и подписано было загадочно – инициалами «А. Э.». Тогда мало кто мог предположить, что за ними скрывалась 25-летняя поэтесса Раиса Кудашева, родившаяся в дворянской семье, которая принадлежала к старинному литовскому княжескому роду Гедройцев.
Раиса Адамовна получила прекрасное гимназическое образование, вначале работала педагогом, а позже – в советское время – библиотекарем. О том, что ее стихотворение про елочку стало в народе невероятно популярным, она узнала совершенно случайно, спустя 20 лет после его публикации в «Малютке»: однажды в поезде Кудашева услышала, как его напевала маленькая девочка.
Песней же стихи стали благодаря русскому биологу, агроному, музыканту-любителю и потомственному дворянину Леониду Бекману. Случилось это в 1905 году – спустя пару лет после первого издания стихотворения. Как вспоминали современники, Леонид Карлович нотной грамоты не знал, поэтому, сидя с маленькой дочуркой за фортепиано, скорее ради развлечения сочинил мелодию, что называется, на слух. И здесь можно смело констатировать, что «Елочке» несказанно повезло: жена Бекмана – профессор Московской консерватории – записала ноты получившейся и, как понимаем, понравившейся мелодии. После удачной импровизации супруги стали сочинять мелодии для других стихов и со временем издали несколько сборников детских песен, которые стали широко популярны. Более того, благодаря им песенка «В лесу родилась елочка» покорила сердца ребятни всей нашей страны. Леонид Карлович Бекман умер в 1939 году, а буквально десятилетие назад – в 2010-м – его новогодняя музыка перешла в общественное достояние.
Что касается Раисы Кудашевой, то под настоящим именем поэтессы ее легендарное стихотворение впервые опубликовали лишь в 1941 году. За свою творческую жизнь Раиса Адамовна издала около 200 детских песенок, рассказов и сказок. Скончалась талантливая писательница 4 ноября 1964 года. Как пишут СМИ, доподлинно неизвестно, остались ли у нее наследники, правообладатели. В любом случае, срок действия исключительного права на ее произведения истекает только через 15 лет – в 2035 году.
Новогодние шары… «масочного режима»
Увы, пандемия COVID-19 также не обошла стороной волшебный новогодний мир: в конце года в Красноярске на заводе елочных игрушек наладили выпуск шаров актуальной и опасной для всего современного мира коронавирусной тематики. На украшения нанесли изображение медицинской маски. Так сибирские художники решили подчеркнуть тренд уходящего года, а заодно поддержать в россиянах уверенность, что в наступающем году все будет хорошо. Экспериментальная новинка так понравилась покупателям, что заказы на партии шаров «масочного режима» стали приходить со всех концов России.
На сегодняшний день нет информации, планируют ли красноярцы оформлять правообладание такими оригинальными новогодними игрушками, созданными по причине самого безрадостного события 2020 года, но в такой ситуации, возможно, не это самое главное. На наш взгляд, основное и важное здесь все-таки – здоровый дух нации, стремление никогда не сдаваться и, как бы ни было трудно, креативить, изобретать, созидать. Например, идею новогодней антикоронавирусной коллекции предложила одна из художниц завода, чью инициативу руководство предприятия одобрило и поддержало. Если же и дальше все так продолжится, то, вне всякого сомнения, будет у нас еще много и новых изобретений, и новых патентов, в том числе с жизнеутверждающей меткой «елочные».
А пока, наш уважаемый читатель,
С НОВЫМ, 2021 ГОДОМ!!!
Движемся вперед – за новыми привилегиями!!!