Stihl или «не Stihl»?
Немецкий производитель садовых инструментов Stihl только с начала этого года подал в российские суды около 500 исков к торговцам поддельной продукцией.
В каждом из обращений в суд Stihl требует взыскать с недобросовестных продавцов по 100 тысяч рублей. Большая часть ответчиков – индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимались сбытом поддельной продукции в несетевых магазинах или на рынках. Чаще всего продают «серые» пильные цепи, моторные масла и свечи зажигания.
Ежегодный ущерб от контрафакта исчисляется «многими миллионами рублей». Также страдает имидж самого бренда, так как использование некачественного масла, к примеру, может привести к поломке основного инструмента, говорят в Stihl.
По словам Василия Абрамова, генерального директора правовой группы «Интеллектуальная собственность», которая занимается юридическим сопровождением компании Stihl в России, к настоящему времени уже удовлетворено более 100 исков. Всего, по его оценкам, их число за год может достигнуть 1000. «Для российского рынка садовой техники это кампания беспрецедентного масштаба», – отмечает юрист.
Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, общественный советник Федеральной антимонопольной службы России, председатель правления некоммерческого партнерства «Сообщество пользователей авторских и смежных прав» (НП «СПАС») Анатолий Семенов отмечает, что обычно такая массовая подача исков направлена на запугивание конечных продавцов, но эта тактика почти не затрагивает оптовое звено. Кроме того, продолжает он, одних индивидуальных предпринимателей могут заменить другие, хотя громкая кампания все же может вынудить торговцев сократить закупки какого-то бренда. В целом, рассуждает эксперт, проблема в том, что такие «фирменные» ИП в принципе не могут встроиться в официальную дистрибуцию, потому и работают с поддельным товаром.