За патентами в Россию и Америку
Сравнительная локальная (территориальная) динамика патентной активности российских заявителей хорошо просматривается на фоне статистической аналитики о правовой защите национальных рынков от иностранных конкурентов.
На встречных курсах
Для наглядности рассмотрим два случая: насколько активно иностранные авторы патентуют свои изобретения у нас в стране и как успешны российские правообладатели в своей патентной деятельности, в частности, в США – на самом инновационном рынке мира.
Итак, по статистике Роспатента, на протяжении последних пяти лет общее число российских заявителей составляет 60–65%. При этом наблюдается снижение динамики подачи и рассмотрения заявок: с 45 517 в 2015 году до 35 511 – в 2019-м. Например, количество заявок в 2016 году снизилось сразу на 8,63%. Причем как от российских, так и от иностранных заявителей на выдачу патентов Российской Федерации: у США этот показатель упал на 12,79%, Германии – 11,67%, Японии – 7,15%, Франции – 15,47%, Нидерландов – 21,07%, Швеции – 24,94%, Республики Корея – 28,49%. Лишь возросший в 2016 году на 36,16% интерес Китая к оформлению наших патентов скорректировал итоговое значение и позволил зафиксировать показатель общего снижения иностранных заявок на отметке 8,96%.
Показатель количества поданных заявок на изобретения не только продолжил снижаться в 2017 году (на 12,34% от россиян и на 7,54% от иностранцев), но и достиг своего десятилетнего минимума. В 2018-м наблюдался рост общего количества поданных заявок на патенты на 4,12%, но по итогам 2019 года он незначительно, но вновь снизился.
А насколько заметны россияне на иностранных рынках?
В США картина вырисовывается следующая: даже если учитывать, что в категорию так называемых российских изобретений, патентуемых в Соединенных Штатах, попадают все те, в которых хотя бы один из авторов имеет гражданство РФ, получается не больше 1 тысячи в год. Много это или мало? Судите сами. Из Японии в США подается в среднем 80 тысяч заявок в год, из Республики Корея и Германии – по 30 тысяч и даже из Нидерландов – более 5 тысяч.
Изобретаем не патентуя?
Для полного понимания уровня «патентной пассивности» наших соотечественников приведем еще один показатель – Россия занимает 4-е место в мире по количеству ученых, следуя за Китаем, США и Японией. Уверен, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что изобретательность российских ученых не уступает уровню их зарубежных коллег. Но на сегодняшний день наше традиционное место в мировых патентных рейтингах в лучшем случае во второй десятке.
Правда, россияне уже многие годы наращивают свою публикационную активность.
– Анализируя публикационную активность российских исследователей в международных базах научного цитирования, мы видим, как ежегодно увеличивается количество научных публикаций, индексируемых международными базами. В 2017 году Россия совершила рывок и поднялась с 12-го на 9-е место по удельному весу научных статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития в изданиях, индексируемых в международных базах данных, и продолжает наращивать свои позиции в этом направлении. При этом в число высокоцитируемых публикаций наших соотечественников входят публикации по таким направлениям, как астрономия и астрофизика, ядерная физика, прикладная математика и медицина, в частности онкология, – отмечает директор Российского научно-исследовательского института экономики (РИЭПП) Ирина Ильина.
Начинаем запрягать
И все же, как заявляют, в частности, представители официальных статистических структур, не все у нас так безнадежно плохо. По словам главы Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Григория Ивлиева, в первом квартале 2020 года отмечен резкий рост патентной активности. Общее количество заявок на изобретения выросло на 23%. Всего с начало года в Роспатент их поступило 7100. Интересно, что наибольшее количество заявок направили вузы. Увеличилось также число заявок на регистрацию полезных моделей и товарных знаков. Причем основная их масса именно за российскими заявителями.
– В течение последних десяти лет мы не знали такого феномена, – заявляет глава Роспатента, призывая «всех изобретателей, ученых и предпринимателей не останавливать свою активность».
По мнению экспертов, такой рост связан с развитием цифровых услуг и сервисов, особую роль которых для современного мира наглядно продемонстрировала пандемия COVID-19.
Как отмечает Григорий Ивлиев, за три первых месяца 2020 года более половины всех заявок подано в электронном виде через сервисы на сайтах Роспатента и Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Это связано в числе прочего с тем, что заявитель при таком способе получает 30-процентную скидку на уплату пошлин. Помимо этого ФИПС по согласованию с Роспатентом начал принимать заявки по электронной почте. Правда, они были приравнены к поданным на бумаге и скидка на них не распространилась. Но дата приоритета отсчитывается с момента получения письма на официальный адрес электронной почты. Часть экспертов ФИПС перешли на работу в дистанционном формате. Палата по патентным спорам продолжает рассматривать дела в режиме видеоконференцсвязи.
Вдобавок к этому Роспатент ввел процедуру приоритетной экспертизы по заявкам на технологии, связанные с противодействием распространению коронавируса. В этом списке диагностические тест-системы, аппараты ИВЛ, медицинские маски и защитные костюмы, стерилизующие и дезинфицирующие средства. Это также улучшило общую статистику патентной активности.
В целом благодаря перестройке работы Роспатента и подчиненных ему структур средний срок рассмотрения заявок на изобретения сократился более чем на треть и составляет сейчас чуть более четырех месяцев. Заявки на полезные модели рассматриваются быстрее месяца.
Стратегию «полной открытости» Роспатент продолжает активным развитием своих дистанционных сервисов. В частности, летом этого года экспертам была продемонстрирована тестовая версия цифровой платформы «Инфраструктура поиска патентной информации и средств индивидуализации». Примечательно, что руководство ведомства решило допустить к своему интернет-ресурсу сторонних производителей ПО через специальный интерфейс (API). То есть теперь заинтересованные агенты смогут напрямую подключаться к базам данных Роспатента и разрабатывать клиентоориентированные сервисы и приложения для конкретных групп своих пользователей, что, безусловно, увеличит общий охват участников рынка интеллектуальной собственности.
Более существенной стала поддержка и со стороны высшего эшелона государственной власти. В конце июля президент России Владимир Путин подписал изменения в Гражданский кодекс, которые, во-первых, позволяют правообладателям получать патенты в электронной форме, а во-вторых, вводят процедуру предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности по заявкам на изобретения и полезные модели с привлечением профильных российских научных и образовательных организаций. А значит, процедура рассмотрения заявок станет еще более быстрой и качественной, что, в свою очередь, позволит увеличить долю патентов российских компаний, вузов и индивидуальных авторов не только в родной стране, но и в общемировой статистике.
На рубеже нового десятилетия обнадеживающие предпосылки к такому развороту уже просматриваются. Теперь главное внедрить эти и другие инициативы на практике.